В июле компания PSM Consulting Russia объявила о запуске российской программы сертификации, основанной на первом международном стандарте оценки компетенции менеджеров проектов по результатам их деятельности. Этот стандарт разработан некоммерческим объединением Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS), включающим государственные сертификационные институты, профессиональные ассоциации по управлению проектами и образовательные институты из США, Канады, Австралии, Японии, Южной Африки, Сингапура, Китая, а также крупные компании, среди которых наиболее заметную роль играют Motorola и Royal Dutch Shell. Совсем недавно к GAPPS присоединилась еще одна известная профессиональная организация — IPMA (International Project Management Association, Международная ассоциация управления проектами).
Из истории стандарта GAPPS
Работа над стандартом началась в 2002 г., когда впервые собралась международная команда ведущих экспертов, объединенная данной идеей. Причём главным двигателем выступили государственные сертификационные организации, поскольку именно они в наибольшей степени были заинтересованы в появлении стандарта, имеющего всеобщий характер. В 2003 г. была готова первая, черновая версия стандарта, совершенствование которой продолжалось до 2006-го, когда была закончена версия, представленная профессиональному сообществу. В сентябре стандарт был утвержден членами объединения GAPPS, после чего все относящиеся к нему документы стали доступны любому желающему без какой-либо платы.
Основная цель, стоявшая перед GAPPS при написании стандарта, — это создание базиса, на основании которого разные организации смогут обмениваться своими программами сертификации менеджеров проектов. Так, до сегодняшнего времени в Австралии, Южной Африке и Великобритании использовались государственные системы оценки компетенции, которые несмотря на сходные принципы и подходы к сертификации плохо поддавались переносу из одной страны в другую. Для этого необходимо было сравнивать требования, лежащие в основе этих систем. Таким образом, стандарт GAPPS может выступать в роли глобального “переводчика”, способного помочь каждой из этих трех стран, а также другим профессиональным организациям, государственным и частным компаниям соотнести свои требования и программы с требованиями системы GAPPS и уже через неё сопоставить их с другими методиками оценки компетенции.
Специфика стандарта
Стандарт GAPPS основан на простом определении компетенции, данном Австралийским институтом по проектному менеджменту (Australian Institute of Project Management): “Компетенция — это способность добиваться на своем рабочем месте результатов, которых ожидает руководство”. При этом следует учитывать, что компетенцию человека невозможно физически измерить и потрогать; для её определения главным образом используются два подхода. Первый — атрибутивный, когда рассматриваются некоторые характеристики, свойственные данному человеку (уровень знаний, опыт, подходы к управлению проектами, способность достигать неких результатов на модельных системах и т. д.). И если человек имеет достаточно хорошие характеристики, то можно считать, что он является компетентным. Второй подход — более прямой, он привязан к результатам работы. То есть при оценке компетенции изучается то, что человек мог бы сделать и что сделал в своей роли на своем рабочем месте. Анализируя полученный результат, можно сделать вывод о том, является ли он компетентным для выполнения данной функции или нет.
До настоящего времени второй подход для оценки компетенции менеджеров проектов широко не употреблялся (кроме отдельных стран, например Австралии). Тем не менее именно он был положен в основу стандарта GAPPS. “Главное преимущество оценки компетенции по результатам заключается в том, что кандидаты не обязаны менять свой подход к управлению проектами, — пояснил Билл Дункан, ведущий консультант компании PSM и директор организации GAPPS. — Им не нужно изучать и осваивать какие-то новые особые инструменты или методы. Они не должны перенимать чей-то подход или изучать какие-то конкретные источники информации. Они просто должны предоставлять удовлетворительные результаты”.
Как считают разработчики стандарта GAPPS, им удалось остаться независимыми от конкретных практик и применяемого инструментария. Так, в стандарте не даётся никаких указаний, какие инструменты и ПО обязаны использовать менеджеры проектов, какие книги читать и т. д. Например, если стандарт указывает, что должно иметься расписание с определенными характеристиками, то выбор средства, с помощью которого он будет составлен, зависит только от того, что удобнее менеджеру проекта или что является корпоративным стандартом компании. То есть это расписание может быть в формате Excel, напечатано на пишущей машинке или вообще написано карандашом на бумаге.
Среди других отличий данного подхода Билл Дункан выделил следующие. Во-первых, специалисты в области управления человеческими ресурсами хорошо понимают такого рода стандарты. Во-вторых, эти стандарты уже много лет (как минимум двадцать) применялись за пределами области управления проектами. В-третьих, многие государственные институты активно приветствуют такие стандарты, считая их более обоснованными, так как оценка компетенции здесь строится не на частном мнении эксперта (assessor), а на основании конкретных презентаций и значительного количества документальных подтверждений. В-четвертых, атрибутивные системы сертификации, оценивающие опыт и знания, во многом зависят от специфики организации. Так, человек, имеющий высокий уровень атрибутивных характеристик для компании Motorola, возможно, не будет соответствовать требованиям компании Royal Dutch Shell. И наконец, определение компетенции по результатам работы может использоваться для разных целей — для оценки возможностей менеджера проекта или для разработки индивидуальной программы повышения его квалификации.
Программа сертификации: основные принципы
В том же 2006-м, когда был представлен стандарт GAPPS, рабочая группа приступила к созданию сертификационной программы, основанной на анализе результатов работы. И уже в конце года она была впервые внедрена компанией Motorola для внутренней аттестации своих менеджеров проектов.
Представляя новую программу, Антон Платов, директор по развитию PSM Consulting Russia, отметил, что она обладает рядом отличительных особенностей по сравнению с другими доступными в настоящий момент на рынке программами оценки компетенции. Прежде всего она применима только для профессионалов, реально занятых в области управления проектами. Она также требует, чтобы проекты, над которыми трудится кандидат (applicant), по своей сложности соответствовали некому минимальному уровню. Так, если в работу над проектом вовлечено всего один-два человека, то он рассмотрению не подлежит. Кроме того, программа требует, чтобы кандидат предоставил реальные физические документы, иллюстрирующие уровень его квалификации. Это могут быть, например, копии электронных писем, направленных претендентом своему руководителю и определяющих заинтересованных участников проекта. Или страница из проектного плана, где приведен такой список участников. И последнее — возможно, наиболее важное: успешный кандидат должен удовлетворить всем без исключения критериям оценки выполнения проекта. Только в таком случае он будет признан компетентным. Потому что если кандидату удастся “провести” опрашивающего его эксперта по одному-двум критериям оценки выполнения проекта, представив чужие результаты, то сделать это для всех почти 70 критериев маловероятно.
В то же время, по мнению Билла Дункана, идеального подхода к оценкам не бывает: “Всё, что связано с человеком, — это всегда субъективно. Мы стремимся к увеличению объективности, и с точки зрения сравнения с другими имеющимися подходами наша программа более беспристрастна благодаря сбалансированности стандарта. Поскольку мы требуем стопроцентного удовлетворения всем критериям, у нас не может быть признан компетентным человек, который имеет как сильные стороны, так и слабые. Менеджер проекта должен уметь работать во всех областях, иначе он не является компетентным”.
Говоря об особенностях программы оценки компетенции, предложенной GAPPS, Билл Дункан провёл её сопоставление с другими аналогичными программами по ряду основных критериев: кто оценивается, что оценивается, когда, где и как оценивается. В качестве примера было проведено её сравнение с программой PMP Американского института управления проектами (PMI, см. таблицу). Главное, что отличает их друг от друга, — в основе программы GAPPS лежит анализ результатов деятельности кандидатов на своих рабочих местах, а не оценка их знаний и опыта. Немаловажную роль играет и частота проведения сертификации. Программа PMP предлагает делать это однократно, после чего менеджер проекта должен только представлять доказательства того, что он продолжает обучение и поддерживает контакты в профессиональном сообществе. Со своей стороны эксперты GAPPS полагают, что однократного измерения недостаточно и сертификация должна повторяться каждые пять лет.
Программа предлагает следующий процесс сертификации. Сначала кандидат собирает документальные подтверждения своей деятельности в рамках ведущихся им проектов. Чтобы помочь кандидатам, рабочая группа GAPPS составила детальное руководство по подготовке таких свидетельств с подробными инструкциями. Там также перечислены типы документов, которые могут быть использованы в качестве доказательств, и приведены примеры вопросов, какие эксперт имеет право задавать, чтобы выяснить, насколько сознательно претендент использует эту документацию. Большая часть кандидатов сможет реально собрать необходимые документальные подтверждения за 6—8 часов. Далее они представляют эти материалы эксперту для рассмотрения и оценки. Обычно на изучение документации тратится около 4—6 часов. И наконец, кандидат и эксперт встречаются лично для подтверждения представленных кандидатом свидетельств. Типичное интервью занимает около двух часов, чтобы эксперт мог удостовериться, что, во-первых, ему были представлены собственные результаты работы претендента, а не позаимствованные у какого-либо другого сотрудника из той же организации, и, во-вторых, что претендент демонстрирует достаточные знания и умение, необходимые для того, чтобы повторить продемонстрированный результат в дальнейших проектах.
Что имеется сегодня
Поскольку организация GAPPS объединяет большое число самых разных государственных и частных структур, невозможно создать для всех единую сертификационную программу, учитывающую все культурные и корпоративные особенности. Поэтому каждая организация, планирующая использовать стандарт GAPPS в своей стране, в дальнейшем будет разрабатывать собственную сертификационную программу, которая обязательно должна базироваться на общих определяющих и руководящих принципах и обеспечивать возможность информационного обмена.
К настоящему времени разработаны три сертификационные программы. Они уже используются в разных странах мира: австралийская программа, программа Американского общества развития проектного управления (American Society for the Advancement of Project Management, ASAPM) и программа, которую разрабатывали австралийские эксперты для компании Motorola.
Кандидатам доступны два уровня сертификации: менеджер проекта (уровень 1) и старший менеджер проекта (уровень 2).
Перспективы программы GAPPS в России
Сегодня, по словам генерального директора PSM Consulting Russia Марины Грашиной, начинается разработка подобной программы для России. “Отечественный рынок управления проектами перерос имеющиеся в доступности сертификационные программы, направленные на оценку знаний и опыта менеджеров. Наши менеджеры проектов достаточно умны и понимают: главное, что будет оцениваться на завтрашнем рынке труда, — это реальный результат работы”, — подчеркнула она.
Предполагается, что первый раунд сертификации в России начнется в конце текущего — начале следующего года. Он будет проводиться на английском языке для сотрудников тех компаний, в которых знание английского языка обязательно. Однако Марина Грашина надеется, что уже в первой половине 2008-го PSM Consulting Russia сможет представить отечественному потребителю русскоязычную сертификационную программу, которая будет адаптирована и привязана к российской версии стандарта GAPPS (аналогу международного стандарта). В настоящее время заявка на этот стандарт рассматривается в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
Что касается стоимости прохождения сертификации для российских кандидатов, Марина Грашина заметила, что об этом говорить еще рано, поскольку сейчас лишь принимается решение о том, как проводить данную программу у нас в стране. Так, до сих пор неизвестно, сколько экспертов будут оценивать кандидатов (скорее всего двое), а от этого во многом зависит и стоимость, поскольку самое дорогое в процессе сертификации — это время эксперта, которое тот тратит на изучение материалов и интервью.
Для сравнения: программа сертификации для уровня 2 американской организации ASAPM сегодня оценивается в 1000 долл. (в такую сумму это обойдется кандидату). В 2008 г. данная цифра вероятно вырастет до 1500 долл. Для уровня 1 сертификация обойдется чуть дешевле. Как предполагает Марина Грашина, в России стоимость сертификации будет меньше примерно в полтора раза.
Здесь надо иметь в виду, что приведенные цифры относятся к индивидуальной оценке компетенции. При проведении сертификации в рамках крупной компании затраты на приглашение экспертов будут существенно ниже, а значит, уменьшится и стоимость самой сертификации. В GAPPS считают, что будущее разработанной ими программы сертификации — это именно корпоративные системы оценки персонала.
В PSM Consulting Russia надеются, что новая программа оценки компетенции получит широкое распространение у нас в стране. Так, по словам Антона Платова, в компанию уже поступили заявки от некоторых клиентов. В частности, интерес к программе проявила фирма “1С”, которая до настоящего времени использует собственную систему сертификации своих сотрудников.