Четверть века исполнилось с того момента, когда вступила в действие Космическая система поиска и спасения аварийных судов и самолетов -- КОСПАС. За это время она превратилась в крупную международную организацию, в деятельности которой принимают участие десятки государств. Между тем наша страна, одна из основательниц данного глобального проекта, продолжает терять свои позиции в нем. В чем причина этого упадка?
С чего начиналась КОСПАС-SARSAT
Решение КОСПАС разрабатывалось для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара. Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью определяет координаты местонахождения судна.
Цель КОСПАС — существенно (до 10 крат) по сравнению с традиционными методами сократить время проведения поисковых операций. Быстрое определение координат повышает шансы на выживание потерпевших бедствие, значительно сокращает расходы на спасательные работы, а также снижает риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов.
Для России, обладающей большими малонаселенными территориями суши и громадными акваториями, появление эффективной системы поиска и спасения должно было иметь немалое социальное и хозяйственное значение. Поэтому проект получил мощную поддержку у руководителей Советского Союза.
КОСПАС, получившая в официальных документах название “Надежда”, создавалась как самостоятельная спутниковая система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской разработкой SARSAT (Search аnd Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время оба решения задумывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете получить единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.
Работы по проекту начались на основании межправительственного соглашения между СССР и США, подписанного в Москве 24 мая 1977 г. Затем к этой программе присоединились Франция и Канада. Головной организацией по национальному сегменту международной системы поиска и спасения КОСПАС-SARSAT был определен Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП).
Летные испытания системы КОСПАС начались 30 июня 1982 г. с запуска отечественного спутника “КОСПАС-1”. Уже 10 сентября 1982-го с его помощью был спасен экипаж канадского самолета. В 1984 г. КОСПАС была принята в опытную, а в 1987-м -- в штатную эксплуатацию.
В июле 1988 г. было подписано новое, действующее и поныне межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР, США, Канады и Франции в сфере использования системы КОСПАС-SARSAT в интересах всего мирового сообщества. Международные морская и авиационная организации (соответственно ИМО и ИКАО) приняли решение об обязательном применении всеми судами с 1995 г. и самолетами с 2005-го системы КОСПАС-SARSAT.
Основная кооперация участников разработки, внедрения и эксплуатации КОСПАС в целом возглавляется РНИИ КП. На предприятии создавалась бортовая и наземная радиоаппаратура системы. Ракетно-космический комплекс разрабатывался в омском ПО “Полет”. Оператором системы является компания “Морсвязьспутник”. Такая же кооперация действует и в настоящее время.
Как работает КОСПАС-SARSAT
В системе КОСПАС-SARSAT используются несколько спутников, которые расположены на круговых околополярных орбитах высотой 800—1000 км и оснащены радиоаппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых аварийными радиобуями (АРБ), и ретрансляции их на наземные станции приема и обработки информации (СПОИ). В соответствии с межправительственным соглашением как минимум два из нескольких спутников, находящихся на орбите, должны быть российскими.
На СПОИ с использованием эффекта Доплера определяются координаты места бедствия, которые передаются в национальные центры системы: в России — в международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) и затем — в соответствующие поисково-спасательные службы.
Аппаратура российских СПОИ в Москве, Архангельске, Находке, Новосибирске также создавалась в институте РНИИ КП, включая контрольную станцию. Разработчиком аварийных радиобуев стал Московский научно-исследовательский институт радиосвязи (МНИИРС), одно из головных предприятий Министерства промышленности средств связи СССР. В числе изготовителей АРБ — Ярославский радиозавод (ЯРЗ), работавший под руководством МНИИРСа.
Поскольку покрытие системы с низкоорбитальными спутниками КОСПАС-SARSAT не непрерывно, то в 1998 г. ретрансляторы сигналов АРБ были установлены на трех геостационарных искусственных спутниках Земли, что на всей планете для широты ниже 75 градусов сократило время обнаружения аварийных сигналов до 5 мин.
С 2000 г. в России, США и Западной Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов сигналов АРБ на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo. В этом случае система КОСПАС-SARSAT получит возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более 5 мин с повышенной точностью определения координат.
В российском сегменте системы
Российская часть международной системы — КОСПАС — все это время в той или иной мере обеспечивает выполнение международных обязательств по поддержанию космического и наземного сегментов. Для неё планируется запуск специализированного спутника нового поколения, относящегося к категории малых космических аппаратов и получившего название “Стерх”. Проводится модернизация СПОИ и МКВЦ. Создано большое количество типов АРБ.
Но несмотря на множество планов, ситуация в российском сегменте КОСПАС-SARSAT далеко не самая лучшая, хотя нижняя точка спада, кажется, пройдена. С 1982 г. наша страна запустила 10 космических аппаратов (КА) для этой системы. Но последний из них, “Надежда-6”, проработав на орбите семь лет, в июне нынешнего года вышел из строя.
При гарантийном сроке эксплуатации в два года среднее время работы отечественного спутника составило 80 мес., т. е. более шести лет. А КА “КОСПАС-4” (“Надежда-1”) нес космическую вахту 17 лет и 10 мес. — больше, чем любой западный спутник этого назначения.
Но никакие технические долгожители не способны спасти от развала систему, которой попросту перестали управлять и на развитие которой долгие годы не выделяли необходимых средств. В итоге в российской орбитальной группировке сейчас нет ни одного действующего спутника системы КОСПАС.
Кризис этот развивался давно: в экономической сфере руководство страны долгие годы явно пренебрегало интересами развития науки и высоких технологий, отдавая предпочтение сырьевому и энергетическому секторам. Многие предприятия космической индустрии, промышленности средств связи, микроэлектроники просто перестали существовать.
Весьма показательно выглядит деградация предприятий оборонного комплекса страны в ходе “реформ” сквозь призму надежности хорошо отработанных в свое время КА системы КОСПАС — срок службы космических объектов падал буквально на глазах: запущенный в 1998 г. КА прослужил два года и семь месяцев, а выведенный на орбиту в 2002-м последний спутник “КОСПАС-10” (“Надежда-7”) просуществовал всего год и десять месяцев.
Не лучше ситуация и с аварийными радиобуями. Во всем мире их эксплуатируется около 1 млн. шт., из них в России — порядка 10—15 тыс. Сейчас в стране всего три предприятия способны изготовлять АРБ. Крупнейшим их серийным производителем является ЯРЗ. Он выпускает по нескольку сотен буев в год.
Мы уже привыкли, что при аварии самолета его потом неделю ищут “по долинам и по взгорьям”. А как же с АРБ? Ведь его должны были засечь уже через 5 мин? А вы уверены, что АРБ вообще был на борту отечественного самолета? Конечно, наземные сегменты космических систем у нас всегда отставали в развитии от сегментов космических. Но чтобы так...
Заслуживает внимания и еще один аспект развития системы спасения. Во всем мире повышается интерес к использованию персональных радиобуев: отправился в путешествие — взял с собой АРБ, полез в горы — тоже. Но в отличие от других стран в России пока нет правовой основы для такого применения АРБ — никто спасать вас не будет! Законодательные инициативы по этому вопросу плутают в ведомственных коридорах.
Сейчас большие надежды возлагаются на спутники нового поколения: два КА “Стерх” планируется запустить в будущем году. С 2005-го постепенно восстанавливается финансирование работ по КОСПАС. Работы ведутся по двум федеральным программам. Запланировано создание всех трех сегментов системы, и через несколько лет Россия сможет восстановить свой статус космической державы — основательницы крупного международного проекта.
“Система КОСПАС-SARSAT по своей целевой направленности, методам создания и эксплуатации является ярким примером международного сотрудничества в космосе и проверенной моделью организации такого сотрудничества, пригодной для решения других задач, таких как предупреждение о стихийных бедствиях, антропогенных катастрофах и т. п.”, — считает генеральный директор и генеральный конструктор РНИИ КП Юрий Урличич.