Споры об этикете при использовании мобильных технологий, его важности и актуальности для общества, в котором сотовая связь стала социальным явлением, в странах Европы и Америки ведутся уже давно. Сегодня и в России мы не можем представить свою жизнь без мобильных телефонов и предоставляемых ими возможностей. Однако наряду с очевидными преимуществами сотовой связи обозначился и ряд проблем. Чаще всего говорят о вторжении в частную жизнь других людей, но более опасными являются ситуации, когда разговоры по сотовому телефону могут представлять угрозу для окружающих — например, во время авиаперелетов и вождения автомобиля.

Не стоит отвлекаться за рулем

Люди, пользующиеся телефонами во время управления автомобилем, даже через hands-free, так же опасны, как и пьяные водители. Об этом свидетельствуют практически все исследователи, изучавшие эту проблему последние семь лет. Если законодатели действительно хотят избавиться от неадекватных водителей, им нужно подумать над запретом на пользование мобильным телефоном за рулем — во многих странах Европы нарушителям грозят солидные денежные штрафы, только в России можно встретить водителей, которые управляют машиной одной рукой, разговаривая при этом по сотовому терминалу. Учитывая тот факт, что большинство российских автомобилей снабжены механической коробкой передач, а качество дорог и стиль вождения оставляют желать лучшего, это потенциальные самоубийцы.

Опасность при разговоре по мобильному телефону за рулем кроется в нашей физиологии. По данным ученых Род-Айлендского университета (США), во время телефонного разговора значительная часть ресурсов нервной системы отвлечена от контроля дорожной ситуации и управления автомобилем. Активность коры головного мозга людей, подвергшихся исследованию, снижалась во время разговора по мобильному телефону на 29%, что, по мнению ученых, ведет к ухудшению реакции на изменения дорожной обстановки даже более значительному, чем при уровне алкоголя в крови, превышающем разрешенную в США норму. К интересным выводам пришли и в Университете Вандербилта (г. Нашвилле, шт. Теннеси, США). Там выяснили, что, когда человек управляет автомобилем и говорит по сотовому телефону, его мозг начинает выполнять две задачи одновременно. При этом разговор является главной задачей, а управление автомобилем — второстепенной, в результате мозг начинает реагировать на второстепенную задачу на 300 мс медленнее, что зачастую приводит к ДТП из-за снижения скорости реакции на происходящее на дороге.

Самое свежее исследование на эту тему провели специалисты научно-производственного объединения “Нейроком” в сотрудничестве с оператором “ВымпелКом”. На этот раз проверяли внимание журналистов и профессиональных автогонщиков, которые выполняли тест-драйв и общались в это время по сотовому, а внимание их фиксировал специальный браслет, работающий по принципу “детектора лжи”. Точно такие же устройства обеспечивают безопасность на железной дороге: они отслеживают состояние машиниста и могут даже остановить поезд, если человек заснет или потеряет сознание. Водитель с “умным” браслетом принимал входящие вызовы во время движения — организаторы звонили ему на мобильный и задавали каверзные вопросы, требовавшие определенной сосредоточенности для ответа (в реальной жизни ведь разные звонки случаются). В итоге выводы оказались неутешительными — практически все водители, за небольшим исключением, подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психофизиологическими качествами и опытом управления автомобилем. К примеру, у девяти водителей из десяти ослабляется контроль за дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону в связи со снижением функции внешнего внимания. В среднем ухудшение внимания водителя, увлеченно разговаривающего по мобильнику, снижается примерно через 50 с после начала разговора, а по окончании разговора концентрация внимания на управлении автомобилем восстанавливается не сразу, а через определенное время, в среднем через одну-две секунды. Этого достаточно для того, чтобы в плотном городском потоке “влететь” в резко остановившийся автомобиль или не заметить пешехода.

К слову, дорожная полиция Хартфордшира (Великобритания) подтвердила это фактами — при использовании сотового телефона водителю требуется в два с половиной раза больше времени, чтобы затормозить. У водителей с мобильным телефоном в руках на очень небольшой скорости в 45 км/ч тормозной путь составлял 68 м, а без сотового телефона — всего 28.

К слову, гарнитура hands-free не снижает риск переключения внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону: даже несмотря на тот факт, что свободны обе руки, реакция все равно замедленная.

В среднем, согласно данным Национального управления США по безопасности на автострадах, сотовые телефоны играют определяющую или значимую роль приблизительно в 20—30% автомобильных аварий. Причем самые дисциплинированные водители — пожилые люди, а женщины-водители чаще говорят по сотовым телефонам, чем мужчины.

Напомним, что во время движения есть возможность использовать дополнительные услуги сотовой сети — автоответчик, услугу уведомления голосового вызова, голосовую почту и т. д. Все эти варианты позволяют быть на связи без риска попасть в дорожную аварию.

Полеты в тишине

Споры вокруг влияния мобильной связи на безопасность авиаперелетов ведутся на протяжении двух десятилетий — с самого начала активного распространения радиотелефонов в странах Европы и США. Сейчас перед взлетом и посадкой все авиакомпании мира в обязательном порядке требуют выключить все электронные приборы — от безобидных плейеров до мобильных телефонов и ноутбуков с Wi-Fi. Дело в том, что электромагнитное излучение, исходящее от них, представляет потенциальную угрозу для полетов.

Впервые требование к пассажирам выключать мобильные телефоны в самолетах гражданской авиации ввели в 1991 г. в США. На тот момент не было каких-либо фактов, указывающих на влияние мобильной связи на аппаратуру самолетов, но свою роль в запрете сыграли намерения авиакомпаний ввести платную спутниковую связь на борту самолетов (что, надо отметить, впоследствии и было реализовано).

В дальнейшем исследования только подтверждали опасность мобильников на борту самолета, особенно в критичные фазы полета — при взлете и посадке, когда работа радиооборудования и систем навигации наиболее активна, а маневрирование в загруженных зонах аэропортов должно быть крайне осторожным. К примеру, ведомство гражданской авиации Великобритании (CAA) провело исследование и по его результатам рекомендовало сохранить запрет на пользование мобильными телефонами в самолетах ввиду опасности помех для бортового навигационного и коммуникационного оборудования. В ходе серии тестов системы авиационной электроники подвергались воздействию радиосигналов, излучаемых сотовыми телефонами, в результате чего был выявлен ряд неблагоприятных эффектов, в том числе сильный шум в головных гарнитурах пилотов, “засветка” отдельных участков мониторов на электронно-лучевых трубках, а также подергивание изображения. За период с марта 1996 г. по декабрь 2002-го CAA зарегистрировало 35 инцидентов, связанных с влиянием сотовых телефонов на безопасность полета. Ни один из них, к счастью, не привел к фатальным последствиям.

Недавно и исследователи Университета Карнеги — Меллона пришли к аналогичному выводу: сотовые телефоны и другие PED (Personal Electronic Device — персональные электронные устройства) могут нарушить работу ответственных навигационных систем самолета. Проведя мониторинг радиоизлучения портативных электронных устройств во время полетов (с помощью антенны и спектроанализатора, спрятанных в сумке взятой в ручную кладь), они установили, что на каждом рейсе, несмотря на запрещение, из салона самолета делается от одного до четырех телефонных звонков. При этом связь устанавливается в основном в критически опасном районе снижения — там, где антенны сотовой связи могут принять сигнал портативного телефона (на высоте в 10—12 км это невозможно из-за высокой скорости самолета и ориентации диаграмм направленности антенн базовых станций вдоль поверхности земли). Оказалось также, что излучение некоторых мобильных телефонов попадает в область частот, используемых глобальной системой местоопределения (GPS), играющей все более важную роль в обеспечении безопасности при посадке и взлете. Может испытывать сбои и авионика, работающая на частотах, отличных от телефонных, когда в результате взаимодействия радиосигналов возникают помехи в соседних частотных диапазонах.

Возможно, одним из наиболее адекватных решений данной проблемы станет установка специальных устройств (микросот), позволяющих пассажирам разговаривать по мобильному телефону в полете. Технологически решение достаточно простое — кабина управления самолета и навигационные приборы дополнительно экранируются от пассажирского салона, где устанавливается мини-базовая станция сотовой связи. За счет хорошего приема излучение мобильных терминалов будет минимальным. Весь голосовой трафик пользователей в таком случае может быть перенаправлен на спутник, а уже с него на базовые сети мобильных операторов связи. В 2007 г. компания Airbus получила одобрение EASA на установку в своих лайнерах подобной системы OnAir. Этому решению предшествовало двухлетнее исследование, проведенное на новом аэробусе A-320. Никаких помех в работе бортовых систем ни во время разговоров, ни при отправке SMS замечено не было. Создатели OnAir ожидают, что расценки на мобильную связь на борту самолета будут на уровне тарифов международного роуминга.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие объективных данных о возможности влияния излучений сотовых телефонов на безопасность полетов, проведенные социологические опросы показали, что сами пассажиры однозначно поддерживают запрет на использование телефонов в полете. Так, в США в 2006 г. был проведен социологический опрос, согласно которому большинство опрошенных (63%) высказались за сохранение запрета на использование мобильных телефонов в самолетах. Только 21% хочет, чтобы разговаривать по телефону в воздухе было разрешено. А согласно исследованиям российского оператора “ВымпелКом”, не менее 25% российских авиапассажиров, увидев, что какой-то пассажир не выключил свой мобильный телефон, сделают ему замечание.

В Европе за запрет высказывается еще большее число людей. Так, согласно опросу пассажиров Lufthansa, 90% опрошенных высказались за то, чтобы самолеты были оборудованы специальными “глушилками” для сотовых телефонов, позволяющими прервать все разговоры в целях безопасности, если запрет на использование телефонов будет все-таки снят. Правда, “глушилки” излучают сильный сигнал на той же частоте, что и мобильные телефоны, так что таким образом проблему не решить. Возможно, помогут персональные детекторы, которыми будут оснащаться стюардессы, — такие устройства могут засекать активность радиоустройств на частотах 800—2100 МГц.

Как бы то ни было, ни одного однозначного и безупречного исследования, подтверждающего либо опровергающего опасность телефонов и электронных гаджетов в полете, нет. Существующий запрет основывается на презумпции опасности — пока производители устройств не предоставят авиакомпаниям и регулирующим органам достоверных исследований о безопасности своих устройств для полетов, их работа не будет разрешена на борту авиалайнеров. В наибольшей степени радиосредства пользователей могут воздействовать на такие потенциально уязвимые электронные системы самолета, как радиосвязное оборудование, лазерные инерциальные системы навигации, бортовой компьютер и связанный с ним автопилот, а также системы пилотирования, захода на посадку, предупреждения столкновения воздушных судов в полете и столкновения с землей.