Вопросы развития ИТ в России в первой пятилетке ХХI века, анализ тенденций, проблем и перспектив внедрения современных ИТ составили основную тематику прошедшей в Москве конференции, организованной Фондом поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами ФОСТАС . Организатор ставил задачу привлечь внимание к наиболее зрелым и востребованным технологиям и стандартам, а также поддержать обмен опытом в тех областях, где достигнуты нетривиальные результаты, обеспечить преемственность информации и отслеживание изменений по ключевым технологиям и проектам.
Общие тенденции на российском ИТ-рынке
Одним из основных итогов прошедших с начала века лет, считает технический директор компании “ЕС-Лизинг” Борис Позин, стало осознание российским рынком, т. е. крупными и средними компаниями — наиболее активными пользователями и ИТ-инвесторами, того, что ИТ предназначены для обеспечения эффективности прежде всего в управленческой деятельности, а там, где ИТ непосредственно участвуют в бизнес-процессах (банки, страховые и телекоммуникационные компании, оптово-розничная торговля, издательская деятельность и т. д.), — для повышения эффективности производства. Национальными особенностями развития технологий в стране остаются не очень высокая средняя покупательная способность и относительно небольшая степень зрелости компаний -- потребителей ИТ, что выражается в низкой культуре менеджмента и производства. Доступный и дешевый внутренний рынок программистов средней квалификации провоцирует распространение посредственных разработок при том, что передовые технологии используются явно недостаточно. Низок средний уровень отечественных консультантов, и слишком мало их количество.
Доступный и дешевый внутренний рынок разработчиков средней квалификации провоцирует распространение посредственных разработок при том, что передовые технологии используются явно недостаточно |
Положительную роль в развитии российского ИТ-рынка сыграла, как ни странно, проблема 2000 года, подтолкнувшая многие компании к анализу состояния и совокупной стоимости владения ИТ, а также к формированию ИТ-бюджетов как составной части затрат на производство и управление бизнесом. Роль ИТ в управлении и стандартизации бизнес-процессов как фактора снижения издержек на их поддержку в этот период была осознана и государственным сектором, на долю потребления которого приходится сегодня 20% ИТ-рынка.
К текущему моменту, отметил Борис Позин, в России сформировалось видение ИТ не просто как информационной системы (ИС), а как совокупности ряда компонентов -- автоматизируемых процессов (которые описаны и имеют владельцев), конечных бизнес-пользователей, собственно ИС, источников информации и результатов её обработки. Кроме того, сегодня ИТ активно включаются в бизнес-цикл для обеспечения определенного уровня управления — стратегического, тактического и операционного. Для крупного бизнеса в связи с интенсивными процессами слияний и поглощений, а также высокими требованиями к скорости принятия управленческих решений наиболее важным стало создание систем управления корпоративного уровня (оперативное управление производством, эффективностью бизнеса, инвестиционными портфелями), основанных на технологии информационных хранилищ. Развертывание таких КИС часто требует централизации обработки данных и связанных с этим изменений ИТ-архитектуры (динамическое распределение ресурсов, консолидация серверных ресурсов, переход к системам терминального доступа), т. е. комплекса мероприятий, направленных на снижение совокупной стоимости владения ИТ с учетом ограниченности рынка квалифицированной рабочей силы для обслуживания в удаленных регионах страны.
Для систем тактического уровня управления практически определился типовой набор технологий, часть которых реализуется на базе поставляемых продуктов (mySAP и др.), а для нестандартных задач — путём создания заказных решений, что рискованно, поскольку стоимость таких уникальных решений весьма велика и окупаются они только при условии высокой эффективности. Заказывать разработку системы операционного уровня управления стало практически неэффективным. Многие компании среднего масштаба уже перешли на типовые решения (“1С”, Axapta и др.).
Заказывать разработку системы операционного уровня управления стало практически неэффективным |
К настоящему времени проведена кардинальная реконструкция системы стандартизации. Вступил в действие закон о техническом регулировании, обусловивший существенные изменения в комплексе стандартов в области ИТ. Проведена доработка международных стандартов, поддерживающих концепцию Total Quality Management. Разработаны базовые стандарты, реализующие процессный подход при создании ИТ (ИСО 15288, 12207, 14764), управлении качеством и зрелостью (ИСО 9000/2000, 15504), развиты стандарты в области проектной деятельности, в том числе ИСО 2000 (ITIL).
Создание крупных КИС: проблемы и перспективы
Как считает заместитель начальника управления внедрения и сопровождения проектов “Газпрома” Валерий Орехов, проблемы построения крупных КИС прежде всего связаны с объективными противоречиями масштаба большой компании и многообразия протекающих в ней бизнес-процессов с одной стороны и темпами происходящих внутренних и внешних изменений с другой.
Во-первых, сложная структура крупной компании существенно увеличивает время обследования и затрудняет понимание существующих бизнес-процессов, охватывающих несколько уровней управления. Практика показывает, что анализ механизмов управленческих процессов такой организации в целом занимает от года до двух лет и практически мало зависит от квалификации выполняющих эту работу специалистов. Во-вторых, непродуманное увеличение масштаба внедрения приводит к длительному (от года до трех) ожиданию значимого результата, позволяющего осуществлять эффективные управленческие воздействия на уровне всей компании, и становится нелегким испытанием для функциональных подразделений, вынужденных иметь дело с двумя и более ИС. В-третьих, разнообразие унаследованных систем разных разработчиков порождает серьезные проблемы интерпретации данных. При этом за общие процессы интеграции ИС зачастую никто не отвечает в силу отсутствия внутреннего спонсора.
В настоящее время, сообщил Валерий Орехов, назрела необходимость обновления концептуальных документов по стратегии развития ИС в масштабе всей компании. Прошедший в “Газпроме” этап информатизации, который характеризовался постепенным переходом от “лоскутной” автоматизации к более крупным системам, выявил острую проблему нехватки методологической и регламентной поддержки основных бизнес-процессов, что является сдерживающим фактором внедрения новых ИС. Для ее решения сегодня привлекаются ведущие консалтинговые компании, но анализ их деятельности показывает, что на российском рынке сравнительно мало предложений, которые сочетали бы сильные методологические разработки с опытом их переноса на различные программные платформы.
Исторически ИТ “Газпрома” развивались по двум мало пересекавшимся направлениям автоматизации: с одной стороны — технологических процессов (АСУТП или системы Distributed Control Systems), с другой — производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности (ERP-системы). В конечном счете это породило функциональный разрыв между ними, устранение которого возможно путем внедрения MES-системы (Manufacturing Execution Systems) управления производством. Однако выбор подобных продуктов невелик, и ситуация в этом классе ПО напоминает появление на рынке первых ERP-решений.
В перспективе, сказал Валерий Орехов, будущая КИС представляется модульной структурой, элементы которой должны относиться как к упомянутым выше, так и к специализированным программам, таким как управление документами, проектами, САПР, CAD/CAM/CAE/PDM-системам и др., что, впрочем, не избавляет предприятие от проблемы интеграции на различных уровнях представления данных. Кроме того, трудно представить, что перестанут появляться новые стандарты, протоколы, программные продукты и системы, а их тоже необходимо будет встраивать в КИС.
В реальности проблемы интеграции в корпоративной системе состоят в первую очередь в согласовании ИТ-проектов по основным направлениям деятельности компании (с учетом двух-четырехуровневой системы управления) и общесистемных проектов (таких, как корпоративное хранилище данных, системы ведения нормативно-справочной информации и электронного документооборота, единая система сбора данных для корпоративного электронного архива), в интеграции архитектурных и программно-технических решений ИС головной и дочерних компаний, а также ИТ, используемых в унаследованных и вновь создаваемых системах.
Процессы построения вертикали и централизации управления, которые отразились в создании систем отраслевого масштаба, обострили проблему их взаимодействия с традиционными системами управления производственно-хозяйственной деятельностью на нижнем уровне, в частности существенно повысили требования к пропускной способности каналов передачи данных. А поскольку основные объекты компании располагаются в малонаселенных регионах, встал вопрос о создании долговременной стратегии развития телекоммуникаций и выборе экономичных программно-технических решений, обеспечивающих пропускную способность и надежность каналов связи.
Адекватное архитектурное решение для такой территориально распределенной компании, как “Газпром”, считает Валерий Орехов, заключается скорее всего в разумном балансе между созданием централизованной ИС, требующей развитых телекоммуникационных сетей, и ряда децентрализованных (распределенных), обладающих разумной степенью автономности. Вполне вероятно, что при построении крупных КИС окажется эффективной предлагаемая в последнее время сервисно-ориентированная архитектура (SOA). Однако границы применения её принципов необходимо тщательно выверять, учитывая, что многие производственные и управленческие структуры предприятий должны сохранять свойства достаточно жестко иерархически связанных, оперативно и надежно функционирующих механизмов.
Поддержка интеллектуального труда в менеджменте
Информационная поддержка управления предприятием зашла в идеологический тупик в сфере своего прямого назначения и применения, заявил генеральный директор центра специализированного проектирования АДРЕМ Константин Бурлаков. Что реально могут предложить ИТ-бизнесу в этом направлении? Средства управления документооборотом или контентом (что на поверку оказывается одним и тем же), систему, именуемую Business Intelligence, а по существу являющуюся всего лишь инструментом для агрегации, параметрической обработки и представления данных. Можно ли это считать поддержкой интеллектуальной деятельности? Да -- в смысле предоставления пользователю сведений и фактов в различной форме. Но далеко не в деле их осмысления, определения необходимых целенаправленных действий в терминах бизнеса.
Возникший кризис, считает г-н Бурлаков, объясняется тем, что понимание существа интеллектуальных механизмов предпринимательства ИТ-специалистами уже достигло предельной глубины. Легко регламентируемые сферы деятельности (линейное или операционное управление) автоматизированы, а для того чтобы разобраться в более тонких аспектах (стратегическое управление, управление изменениями и пр.), необходимо освоить специальные области знаний — менеджмент, экономику, психологию.
Значительные трудности у менеджеров вызывают задачи, требующие активных действий в условиях неопределенности. На практике в таких случаях чаще всего основываются на прошлом опыте или интуиции. В серьезных ситуациях это приводит к так называемым симптоматичным решениям, снимающим видимый симптом проблемы, её болевое проявление, а не корневые причины.
Значительные трудности у менеджеров вызывают задачи, требующие активных действий в условиях неопределенности |
Во главу угла поддержки интеллектуальной деятельности менеджера необходимо поставить ее смысловой аспект. Это подразумевает выявление смыслового содержания разрешаемой проблемы и чёткую структуризацию ситуации, при осуществлении корпоративных коммуникаций — адекватную передачу смысла с минимальным уровнем искажений, при управлении корпоративными знаниями —их классификацию по смысловым признакам и атрибутам, непосредственно связанным с предметной деятельностью компании, и семантически взаимосвязанным между собой.
Что уже сейчас может быть внесено в ИТ-систему для реализации смысловой поддержки интеллектуальной деятельности сотрудников и обеспечения смысловых коммуникаций между ними? Здесь, по мнению Константина Бурлакова, могут быть использованы средства онлайновой классификации текста (или его отдельных частей) в соответствии с принципами семантической таксономии, включение в текст документа собственных заметок с возможностью поиска информации по ним. Принципиальный инструмент для этого уже есть — язык XML, а также средства построения семантических классификаторов для предметных областей деятельности компаний, групп, отдельных специалистов, поисковики, базирующиеся на семантическом классификаторе. Хорошей основой в этой области могут стать принципы, заложенные в новую поисковую систему Quintura Search.
Прикладные платформы — инструмент построения корпоративных систем
Пытаясь примирить сложность современных прикладных систем и требования, предъявляемые бизнесом к скорости и качеству их создания, внедрения и внесения в них изменений, поставщики ПО вынуждены изменять архитектуру своих решений, выделяя отдельные программные слои, которые получили название прикладных платформ.
В области ИТ существуют свои вечные вопросы, ответы на которые на каждом новом витке развития выводят на новый уровень. Так, по мнению директора департамента ПО компании “Ай Эс Джи” Марины Аншиной, традиционный вопрос “покупаем готовое ПО или разрабатываем свое?” звучит сегодня иначе: “Покупаем ширпотреб или приобретаем готовое базовое ПО, на основе которого можно быстро и качественно построить индивидуальное решение?”. Это говорит о появлении нового класса ПО — прикладных платформ, предназначенных для проектирования, разработки и выполнения программных компонентов, автоматизирующих деятельность различных предприятий. Прикладные платформы, отмечает г-жа Аншина, следует отличать от настраиваемых программных систем. Первые позволяют предприятию создать ПО “под себя” с возможностью его дальнейшего развития, а настраиваемая система — только выбрать один из нескольких предопределенных вариантов при установке, причем дальнейшие ее изменения затруднительны.
В качестве наиболее популярного стандарта прикладных платформ необходимо отметить стандарт Java 2 Platform Enterprise Edition, объединяющий J2EE Application Server, J2SE и средства разработки и построения программных систем в стандарте J2EE и Web-сервисов.
Другим стандартом, к которому нередко обращаются разработчики прикладных платформ технического вида, является технология CORBA, в частности протокол IIOP и объектные сервисы. Прикладные платформы функционального вида все чаще строятся на основе стандартов бизнес-процессов из области BPM (Business Process Management). К наиболее популярным спецификациям этого типа относятся BPEL (Business Process Execution Language), BPML (Business Process Modelling Language) и BPMN (Business Process Management Notation)
Идеологическую основу построения многих прикладных платформ составляет также и SOA.
Основными игроками рынка универсальных прикладных платформ являются IBM (WebSphere), BEA (WebLogic), Oracle (Oracle Application Server). К числу других следует отнести Cordys, InterSystems, Novell, SAP и Sun Microsystems (данные взяты докладчиком из отчетов Gartner Group). В отдельных функциональных областях имеются свои лидеры, например SAP — в сфере прикладных платформ для управления ресурсами предприятия. Однако рынок прикладных платформ, как считает г-жа Аншина, все еще довольно беден, и при выборе конкретного решения предприятие оказывается перед существенными рисками и проблемами более трудными, чем выбор тиражируемого программного решения. Это связано со специфическими свойствами прикладных платформ и прежде всего с их незрелостью.
От готовых тиражируемых решений к новой программной идеологии
Если еще не так давно крупнейшие игроки рынка ПО обещали предложить такой набор программных компонентов, из которого заказчик смог бы выбрать покрывающие все его потребности составляющие, то сейчас стало понятно, что разнообразие стоящих перед различными предприятиями задач столь велико, что не позволяет продолжать унификацию программных систем указанным способом, утверждает Марина Аншина. Гибкость программных продуктов приобретает все большее значение, а унифицированные решения практически не обладают этим свойством. Настройка бизнес-процессов компании на схемы, заложенные в готовом ПО, затратна, редко бывает успешной, а потребности бизнеса вынуждают предприятия все чаще отстаивать индивидуальность своих ИС. В целом применение готовых решений приводит к “кусочной” автоматизации и не позволяет построить полноценную архитектуру программных систем. Кроме чисто организационных и технических изменений в проектах разработки и внедрения ИС такой поворот подталкивает к новой идеологии: покупаем дорогой полуфабрикат (прикладную платформу) и на его основе проектируем и собираем собственное программное решение, которое надо постоянно развивать и поддерживать.
Однако рост популярности прикладных платформ вовсе не означает, что все ПО будет строиться на их основе. Заказные ИС или разработка программ силами собственных специалистов, о полной и окончательной гибели которых уже не раз говорили, вовсе не собираются уходить со сцены. Существуют определенные, обычно узкоспециальные задачи, для решения которых выгоднее и рациональнее писать ПО на языках программирования, получая в итоге мобильные, легко обслуживаемые модули.
Грамотная конфигурация слоя программных приложений, считает г-жа Аншина, должна представлять собой гармоничное сочетание трех основных типов решений -- настраиваемых тиражируемых программных систем, прикладных платформ и разработанного под конкретные задачи ПО. Строить ее можно, например, следующим образом. Из задач, требующих применения ИТ, выделяются те, которые покрываются готовым ПО и не должны претерпеть существенных изменений в ближайшие годы. Среди остальных определяются часто корректируемые крупные функциональные блоки, для реализации которых наилучшим образом подходят прикладные платформы.
Выбор тех или иных вариантов программных решений определяется потребностями и возможностями заказчика, а также тем, насколько он понимает ситуацию на рынке прикладного ПО. Пора прекращать споры о том, какой путь лучше -- заказная разработка, готовое тиражируемое решение или нечто промежуточное. Корпоративная архитектура современного предприятия объединит различные подходы, а современные стандарты и технологии позволят сочетать различные программные средства для построения единой прикладной среды предприятия.