19 октября Ассоциация кабельного телевидения России (www.aktr.ru) провела международный форум “Инвестиции в цифру” (www.midexpo.ru/show/hth-forum/), посвященный наиболее актуальным вопросам цифрового телевидения (IPTV).
Судя по результатам выступлений, как мы и отмечали в обзоре “Российская реальность IPTV” (см. PC Week/RE, № 39/2006, с. 53), с точки зрения технологий все готово к “интерактивной революции” — началу предоставления сервисов Triple Play, когда по единому каналу пользователь сможет получать не только доступ в глобальную информационную сеть, но и программы интерактивного цифрового телевидения, видео по запросу, а также голосовые и видеоуслуги, персонифицированные сервисы.
Динамика новых подключений к IPTV Более 95% новых пользователей в России ранее не имели доступа к платному ТВ, только менее 5% переподключились к IPTV из кабельных или спутниковых сетей. Половина новых абонентов IPTV получили эту услугу при подключении ШПД. В Москве IPTV чаще подключают к уже имеющемуся интернет-соединению, а в регионах сразу берут пакет услуг. |
Многие докладчики констатировали, что в настоящее время полным ходом идут консолидация рынка платного ТВ и активное вливание инвестиций в эту отрасль. Фактически именно на рубеже 2007 г. для операторов кабельного ТВ наступит решающий момент: для повышения качества услуг и выхода в новые сегменты рынка им потребуется тотальный переход на полностью цифровую платформу, расширение сферы и спектра услуг и — за счет введения в коммерческую эксплуатацию разнообразных контент-сервисов — привлечение большого числа абонентов.
Будущее IPTV
Крайне перспективным направлением является создание альтернативных форм вещания, таких как IPTV, освоение которого активно идет в Европе и России. Ведь в отличие от привычных телевещательных технологий — эфирной трансляции, кабельного ТВ и прямого спутникового вещания — IPTV позволяет легко внедрять различные интерактивные сервисы, эффективно использовать имеющуюся у оператора сетевую инфраструктуру. По прогнозам аналитиков из IDC, объем рынка IPTV-услуг в Западной Европе вырастет с 62 млн. долл. в 2004-м до 2,5 млрд. долл. в 2009 г. К этому времени 9% европейских домохозяйств будут абонентами IPTV. К 2009-му все традиционные операторы и большая часть альтернативных операторов начнут предоставлять услуги IPTV на базе DSL-технологий. Наиболее развито IPTV будет во Франции, Италии, Испании — эта технология занимает по 60% рынка платного ТВ в каждой стране).
На локальном рынке России успехи более скромные, поскольку развитие подобного сервиса напрямую зависит от количества пользователей широкополосного доступа (ШПД), а оно у нас невелико. По данным аналитического агентства J'son & Partners, на конец 2006 г. в России будет менее 100 тыс. пользователей услуг IPTV (на 2,6 млн. пользователей ШПД). Поэтому в ближайшие три года IPTV будет не столько конкурирующей с платными кабельным и спутниковым ТВ технологией (по последним же оценкам iKS-Consulting, в 2006 г. объем рынка платного ТВ в России достигнет 450 млн. долл.), сколько дополнительной услугой к широкополосному доступу в Интернет. Этому есть значимые подтверждения — примерно половина новых абонентов IPTV получила данную услугу при подключении ШПД, а в Москве (на рынке с наивысшим уровнем развития ШПД по России) IPTV чаще докупают к уже имеющемуся интернет-подключению (в регионах, как правило, сразу становятся подписчиками пакета услуг). По сути, накопление критической массы абонентов для внедрения новых услуг будет продолжаться и в 2007—2008 гг. В дальнейшем IPTV как услуга будет “продавать себя” сама благодаря своим конкурентным преимуществам.
Ключевыми шагами для успешного внедрения IPTV на отечественном конкурентном рынке могу стать следующие. Во-первых, формирование спроса: несмотря на внедрение самых современных технологий, на рынке связи наблюдается дефицит персонала, умеющего грамотно продавать уже организованные сервисы. Как показывает опыт межрегиональных компаний “Связьинвеста”, для грамотной организации каналов предоставления услуги ШПД (даже еще не IPTV) приходится кардинально перестраивать работу коммерческих и маркетинговых специалистов, подвергая остальных сотрудников тотальному переобучению для работы в новых рыночных условиях. Во-вторых, будет необходимо внедрение интерактивных услуг, персонализированного контента и пакетирование сервисов (IPTV и ШПД по принципу “два в одном”). Предложения должны быть пользователю понятны, доступны по цене и, конечно, уникальны — трансляцией телеканалов ОРТ, РТР или НТВ в региональных центрах уже никого не удивишь, возрастает ценность уникального контента (либо собственного производства, либо закупленного по лицензии). Как следствие, это будет способствовать выходу на рынок новых игроков — компаний-агрегаторов, которые будут устанавливать прямые контакты с отечественными и зарубежными производителями контента, с одной стороны, и операторами IPTV — с другой. В-третьих, будет крайне важна защита контента: пользователь должен ясно понимать не только то, что он платит за легальный контент, но и тот факт, что получить подобные медиаэлементы нельзя никаким другим способом (все-таки опыт покупки нелицензионного софта и пиратских DVD у многих “в крови”).
Если реализация и развитие подобных услуг IPTV к 2010 г. в нашей стране состоится, то это, по мнению аналитиков из J'son & Partners, позволит привлечь более 600 тыс. пользователей. В основном, разумеется, в крупных городах (Москва и Санкт-Петербург), где стоимость магистрального трафика ничтожна и где “тяжелый” контент можно не только передавать внутри сети оператора, но и получать его из внешних источников.
Контент — первое дело
Несмотря на большие возможности, IPTV-услуги не гарантируют абсолютного успеха в рыночной гонке для операторов связи. Кабельным провайдерам ШПД необходимы не только значительные инвестиции в развитие сетевой инфраструктуры, но и выход на рынки контента. Во многих странах (Россия — не исключение) им предстоит серьезная конкуренция с кабельными и спутниковыми платформами. Таким образом, элементом успешной стратегии вывода IPTV-услуг в свет является возможность их дифференциации, а также придание им уникальных черт, прежде всего через доступ к премиальному контенту, подкрепленному возможностями интерактива. Сюда входят различные услуги по запросу, отложенный телепросмотр, сетевой видеомагнитофон, а кроме того, такие нишевые сервисы, как, например, выбор угла просмотра и перемещение камеры по кадру (фактически 3D-картинка).
За ближайшие два-три года в эволюции услуг IPTV, как полагают аналитики из J'son & Partners, можно будет выделить пять основных стадий, которые надо пройти последовательно, — они отражают увеличение потребностей пользователей. Первая реализуется сейчас в регионах — абоненты получают по единому каналу доступ в Интернет, телевидение и радио. Вторая стадия свойственна для Москвы, Санкт-Петербурга и операторов Центрального федерального округа — это видео по запросу и виртуальный магнитофон. А вот для наступления третьей стадии должно пройти не менее года, только тогда пользователям будет доступно цифровое телевидение высокой четкости (HDTV), а также доступ к легальным музыкальным порталам с возможностью не только прослушивания, но и загрузки легальных музыкальных композиций и видеоклипов.
Европейский рынок IPTV
Рынок пользовательских предпочтений распределяется следующим образом: 78% абонентов хотят получить высокое качество картинки; 60% желают смотреть ТВ без всякой рекламы, пусть и в платном режиме; 54% не намерены тратить время и деньги на поиск контента, предпочитая получать его “из одной точки доступа”; 30% пользователей привлекает возможность доступа к множеству каналов, а 26% заинтересованы в том, чтобы создавать собственные каналы и смотреть видеотрансляции в удобное для себя время. |
Четвертая стадия в России видится довольно призрачным, но все же достижимым будущим — это интерактивная реклама, чат, видеозвонки, доступ к электронной почте и веб-серфингу с помощью самого обычного телевизора (манипулятор, мышь и клавиатура будут подключены по инфракрасному каналу или Bluetooth). И, наконец, пятая стадия развития IPTV — это стирание грани между домашним мультимедийным компьютером и телевизором с большой диагональю экрана за счет интеграции видеокамеры непосредственно в телевизионный приемник (как естественное развитие этого пути — лавинообразный рост всевозможных видеочатов и видеоконференций), создания большого количества серверов для пользовательского контента (близких к YouTube).
По мнению аналитиков из Direct Info и “Синтерра-Медиа”, базовыми услугами будут, конечно, телевизионные сервисы. К примеру, базовый пакет из 25—40 телеканалов захотят приобрести до 70% пользователей: при тарифе 10—15 долл. его себестоимость для оператора составит 3 долл. Расширенный пакет — соответственно 30%, 50—65 каналов будут доступны за 20—30 долл. (при себестоимости всего в 5 долл.). Видео по запросу будет интересовать 50—85% абонентов (при стоимости просмотра фильма в 3—4 долл. прибыль будет чуть ниже, поскольку себестоимость у оператора — 2 долл.). Ну и, конечно, тематические пакеты предпочтут 15% абонентов: при тарифе 10—12 долл. их себестоимость для оператора составит те же 3 долл.
Пока же многие отечественные операторы IPTV, особенно в регионах, вынуждены стартовать “с места” без периода тестовой эксплуатации из-за увеличивающегося уровня конкуренции на рынках тех областей, которые им удалось “застолбить”. Таким образом, провайдерам необходимо почти сразу выполнить несколько обязательных условий — предложить абоненту широкий выбор контента (к примеру, enhanced TV, игры, new media и т. д.) и одновременно увеличить вовлеченность абонента в процесс формирования услуги (то есть предложить высокий уровень интерактивности). Смогут ли они сделать это в рамках жесткого дефицита времени и тому же с учетом необходимости привлечь значительные финансовые ресурсы — покажет время.