“Открытые технологии” (www.ot.ru) объявили о проведении ребрендинга, в результате которого должны быть созданы новый логотип и фирменный стиль, отражающие основные ценности и сильные стороны компании. Это решение руководство рассматривает как важный шаг на пути к реализации стратегических планов — стать лучшей ИТ-компанией на российском рынке.
С чем связан ребрендинг
Как правило, потребность в изменении имиджа фирмы возникает не на пустом месте, а обуславливается объективными процессами в соответствующем секторе рынка (см. PC Week/RE, № 19/2006, с. 8). По словам генерального директора “Открытых технологий” Михаила Кожевникова, по обороту они входят в TOP-10 российских ИТ-компаний, но по узнаваемости бренда занимают лишь на 27-ю позицию.
Михаил Кожевников: “Выбранный стиль позволяет наилучшим образом представить основные ценности компании” |
И это при том, что “Открытые технологии” являются одним из немногих интеграторов, способных обеспечивать полный жизненный цикл комплексных информационных систем любого уровня сложности — от создания до развития и сопровождения. Значит, выявилось противоречие, которое не может не препятствовать развитию бизнеса: восприятие фирмы потенциальными заказчиками во многом не соответствует ее умению выполнять проекты и реальному статусу на рынке.
Основные направления деятельности этой фирмы ныне включают аудит информационных систем, ИТ-консалтинг, построение комплексных систем информационной безопасности, вычислительных центров, хранилищ данных и IP-телефонии, создание локальных и территориально распределенных сетей, внедрение ERP-решений и корпоративных порталов, интеграцию приложений. Вместе с тем “Открытые технологии” -- типичная компания российского рынка В2В, работающая посредством прямых продаж, где ключевую роль играют личные контакты. Как правило, такие фирмы не придают большого значения маркетингу, рекламной и PR-деятельности. При крупных заказчиках и больших контрактах, казалось бы, можно особо и не тратиться на имиджевые аспекты.
Но такая экономия в конце концов выходит боком: сегодня рынок системной интеграции стремительно меняется, конкуренция растет, одни и те же технологии, одинаковые услуги и разумные цены уже предлагают очень многие. На чем же в этих условиях строить конкуренцию? Конечно же на усилении маркетингового направления деятельности.
К настоящему времени “Открытые технологии” создали 17 представительств в регионах и по сути претендуют на роль компании национального масштаба. Но при этом руководители признают: в столице-то фирма известна хорошо, а в регионах ее знают явно недостаточно. Так что причин для корректировки коммуникаций с рынком у фирмы накопилось немало.
Для этого руководство “Открытых технологий” прибегло к помощи агентства TNC Сreative Services (входит в Arc Russia), которое является одной из наиболее успешных брендинговых компаний на российском рынке. Оно непосредственно участвовало в формировании брендов интернет-центра Cafеmax, холдинга “Персона”, страховой компании “Согласие”, авиатакси Dexter и т. д.
Услуги TNC, как стало известно, обошлись “Открытым технологиям” в 160 тыс. долл. В результате их совместной работы был создан и обоснован новый логотип фирмы, сформулирована современная система ценностей и уточнены отдельные аспекты стратегии на рынке.
Что отражает новый логотип?
По словам Вероники Даниловой, директора по стратегическому планированию агентства TNC, в новом логотипе “Открытых технологий” его создатели стремились отразить присущие компании особенный подход к работе, умение нетривиально мыслить и предлагать оригинальные решения, неповторимый дружеский, открытый стиль общения с заказчиками и при этом подчеркнуть её большие возможности. Выбран и новый корпоративный цвет — энергичный малиново-красный — в противовес традиционным для системных интеграторов холодным оттенкам, что должно символизировать неординарность и яркость фирмы.
“В новом логотипе обыграны буквы О и Т, — пояснила г-жа Данилова. —Необычное начертание буквы О указывает на открытость и дружелюбие компании. Об этом же говорит и оригинальное начертание всего названия ”.
“Мы хотим стать лучшей ИТ-компанией России, и это не просто смена символики, а отражение той концепции, с которой предприятие выходит на рынок, — утверждает Михаил Кожевников. — А выбранный стиль, на наш взгляд, позволяет отличнейшим образом представить основные наши ценности: содействие успехам клиентов, приверженность инновациям, поиск оптимальных решений, ответственность за результат и открытость”.
“В условиях усиливающейся конкуренции интеграторы стараются использовать максимально широкий инструментарий для своего продвижения, – отмечает Сергей Щербина, директор по маркетингу компании "Квазар-Микро". – Попытка придать сложным технологическим решениям дружелюбное, человеческое лицо может принести положительный эффект, хотя вопрос о том, насколько клиенты готовы воспринимать такой подход, пока не решен и компании предстоит еще очень много сделать, чтобы поддержать свой новый бренд”.
Что будет после ребрендинга
“Российский ИТ-рынок становится более цивилизованным, и роли бренда в развитии бизнеса уделяется все больше и больше внимания, — считает Антон Королев, менеджер по работе с партнерами представительства EMC в России и СНГ. — Что касается “Открытых технологий”, то мы считаем, что одним из факторов, повлиявших на решение этой компании, является изменение ее стратегии. Она стала сильнее фокусироваться на открытом рынке”.
Действительно, предстоящее изменение стратегии не скрывают и руководители “Открытых технологий”. “Мы становимся компанией национального масштаба и ориентируемся на крупных федеральных заказчиков, поэтому будем организовывать укрупненные представительства в федеральных округах, — сказал г-н Кожевников. — У нас серьезные планы по развитию бизнеса в нефтегазовом, телекоммуникационном, финансовом, промышленном, государственном секторах экономики. Построив центр решений топливно-энергетического комплекса, теперь мы намереваемся такие же центры создать и по другим вертикальным направлениям”.
Решение “Открытых технологий” о ребрендинге благоприятно воспринято среди партнерских компаний. “Это своевременный и правильный шаг, – убежден Павел Дудеров, менеджер по работе с партнерами Hewlett-Packard, Russia. – Компания "Открытые технологии" уже переросла свой старый образ”.
Но некоторые эксперты на изменение бренда смотрят более сдержанно. “Смысл ребрендинга у системного интегратора несколько отличается от того, как его понимают фирмы, работающие на розничном рынке с конечным потребителем, — замечает Сергей Головин, заместитель генерального директора по маркетингу “Энвижн Груп”. — У интегратора это выражается только в смене логотипа и фирменного стиля и не сопровождается ни масштабной рекламной, ни PR-кампанией. И соответственно ребрендинг не стоит значительных денег”.
На нашей памяти несколько ИT-компаний уже проделали подобную работу, что прошло, в общем-то, незаметно для рынка. Часто это связано с тем, что первоначальный логотип разрабатывался еще на этапе образования фирмы, когда на подобную атрибутику обращали не так много внимания, да и не желали тратить особенно много денег на него. Просто не до того было… “В целом если говорить об этом конкретном случае, то мне нравится новый, прекрасно запоминающийся логотип «Открытых технологий»”, — признает Сергей Головин.