Подъем российской промышленности вызывает всё больший интерес у поставщиков САПР. Неслучайно компания Autodesk (www.autodesk.ru) на первой российской конференции пользователей решений для машиностроения объявила о выводе на российский рынок новых продуктов.
Речь идет о системах AutoCAD Electrical для автоматизации проектирования электрических схем, AliasStudio -- для промышленного дизайна, а также Productstream и Streamline -- для управления инженерными данными. Эти решения дополнили ранее поставлявшуюся линейку продуктов, состоящую из AutoCAD Mechanical и Inventor, и теперь компания поставляет в нашу страну шесть программ для машиностроения.
От чертежей к цифровому макету
Интересно, что, хотя в данном комплекте имеются два отраслевых решения на платформе AutoCAD, сама система в “чистом” виде отсутствует. А ведь это — флагманский продукт Autodesk, на который для сих пор приходится около половины ее доходов (см. PC Week/RE, № 48/2006, с. 29). Но в последнее время компания активно стимулирует переход пользователей с 2D- на 3D-проектирование. “Сейчас нужно ориентироваться не на чертежи, а на 3D-модели”, — утверждает Роберт Кросс, вице-президент Autodesk по решениям для машиностроения, объяснив это последними тенденциями в промышленности.
Главные из них — глобализация мировой экономики и усиление конкуренции. Чтобы выжить в таких условиях, предприятия должны выпускать больше новаторской продукции, производить много вариантов одного и того же изделия (для разных сегментов рынка), повышать их качество и улучшать внешний вид. “При этом объем проектных работ резко возрастает, но число инженеров в компаниях не увеличивается, — подчеркнул он. — Значит, должна расти производительность их труда”.
Учиться и учиться
О том, что в промышленности ощущается дефицит квалифицированных кадров, известно уже давно. Стараясь хотя бы отчасти решить эту проблему, все ведущие поставщики САПР предлагают вузам бесплатный софт и помощь в обучении. Такая программа есть и у Autodesk. Как рассказала Анастаcия Морозова, директор по маркетингу отделения Autodesk в СНГ, в рамках этого проекта 120 вузов получили 22 тыс. рабочих мест, на которых каждый год обучается около 100 тыс. студентов. Сегодня программа расширяется, и у некоторых учащихся появилась возможность установить бесплатные версии у себя дома. А вскоре в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана откроется центр инноваций, в котором студенты будут получать углубленные знания по системе Inventor и другим продуктам Autodesk. Конечно, реализуя образовательные программы, поставщики действуют не совсем бескорыстно. Ведь сегодняшние студенты — это завтрашние заказчики. Но нашей многострадальной высшей школе пригодится любая помощь. |
Для решения данной проблемы Autodesk предлагает технологию создания цифровых прототипов (digital prototyping), которая позволяет проектировать и тестировать сложную продукцию в виртуальном мире. По словам г-на Кросса, это дает возможность моделировать поведение изделия до его изготовления, что обходится гораздо дешевле, чем создание физических макетов, и позволяет ускорить выпуск продукта в продажу.
Главная роль здесь отводится системе трехмерного проектирования Inventor. Но остальные продукты, выходящие на наш рынок, тоже важны. Так, AutoCAD Electrical служит для объединения в изделии механических и электрических компонентов, AliasStudio — для создания элегантного дизайна, а Productstream и Streamline — для управления инженерными данными в ходе проектирования.
Роберт Кросс: “Россия становится серьезным игроком на мировом рынке. Но важно не стать жертвой инноваций, а наоборот, преуспеть за счет них” |
Следует отметить, что идею цифровых прототипов продвигают и другие киты мира САПР, но Autodesk предлагает свой подход к ее воплощению, своеобразие которого вызвано прежде всего стремлением сохранить огромную базу пользователей AutoCAD, переведя их на отраслевые 3D-решения. Чтобы упростить им процесс этого перехода, Autodesk уделяет большое внимание интеграции AutoCAD и Inventor.
Второе отличие подхода Autodesk связано с ее взглядом на технологию управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). “Мы скептически относимся к концепции PLM, так как считаем, что другие компании выдвинули ее не для решения проблем заказчиков, а для расширения своего рынка и увеличения пользовательской базы”, — сказал г-н Кросс.
Но это не значит, что компания не занимается вопросами управления информацией. Просто она концентрируется не на всем жизненном цикле изделия, а только на этапе его проектирования. “Управлять данными очень важно, ведь зачастую проблемы инженеров возникают именно из-за несвоевременно получения нужных сведений, использования устаревшей документации, отсутствия взаимодействия между людьми. Мы предлагаем решения для рабочих групп, которые отличаются от PLM-систем более быстрым внедрением, снижением риска провала и невысокой стоимостью”, — рассказал Павел Брук, директор машиностроительного направления отделения Autodesk в СНГ. По его словам, для этого служат три системы: Vault, встроенная в Inventor, обеспечивает просмотр и обмен данными в формате DWF (фирменный формат Autodesk) и контроля за версиями файлов, Productstream служит для распределения прав доступа, фильтрации, поиска и проектно-ориентированного управления данными, а Streamline позволяет обмениваться информацией с заказчиками и партнерами, что важно в случае разработки изделий в распределенном режиме. Две последние системы только-только начинают поставляться в Россию и страны СНГ.
Учет национальных особенностей
Autodesk предпринимает меры по адаптации своих продуктов для российского рынка (русификация и поддержка отечественных стандартов). САПР Inventor была русифицирована и раньше, а в конце минувшего года прошла сертификацию Госстандарта РФ на соответствие отечественным ГОСТам. Раньше для оформления чертежа по российским стандартам требовался дополнительный модуль, но вскоре такая возможность будет реализована в самой системе. В следующих версиях AutoCAD Mechanical и AutoCAD Electrical тоже появится такая функциональность.
Но планы компании этим не ограничиваются. Мартин Штоер, директор машиностроительного направления Autodesk EMEA, сообщил о намерении в недалеком будущем выполнить локализацию систем управления данными и обеспечить в них поддержку российских стандартов промышленного производства. Что касается системы промышленного дизайна AliasStudio, то она тоже будет русифицирована, но сроки этой работы пока не определены.
Хотя локализация продуктов требует немалых затрат, совершенно очевидно, что на нынешнем этапе развития российского рынка САПР подобные меры оправдывают себя. “В 2006-м оборот Autodesk в России и других странах СНГ вырос на 80%, и в результате по темпам роста российское представительство компании обогнало все остальные региональные офисы”, — рассказал Александр Тасев, глава подразделения Autodesk в России и СНГ, и объяснил это легализацией пользователей и успехом отраслевых решений. В частности, объем продаж продуктов компании для машиностроения, по его словам, уже в течение двух лет подряд ежегодно удваивается.
Такой рост не остался незамеченным в штаб-квартире фирмы. Как сообщил г-н Тасев, за два года, прошедшие после открытия московского офиса, Autodesk вложила в свой бизнес в нашей стране порядка 4 млн. долл. и в следующие два года собирается инвестировать еще примерно 10 млн. долл.
Но у такого быстрого подъема есть и обратная сторона. В погоне за количеством можно упустить качество. “Мы будем более активно следить за тем, как наши партнеры работают с клиентами, как проводят обучение, внедрение”, — сказал в связи с этим г-н Тасев. Впрочем, и в настоящее время компания ставит довольно высокую планку для участников канала сбыта. Так, сейчас от партнеров, заявил Андрей Злобин, руководитель направления “Машиностроение” фирмы “Поинт”, дистрибьютора продуктов Autodesk, требуется ежегодная сертификация технических специалистов, причем каждый раз эти требования ужесточаются.
Интеграция и взаимодействие
Как отмечалось выше, Autodesk предлагает для машиностроения шесть продуктов. Но возникает вопрос, насколько тесно они связаны друг с другом. По словам г-на Кросса, системы AutoCAD, Inventor, AutoCAD Electrical и AutoCAD Mechanical уже интегрированы в той или иной степени, но AliasStudio в данный список не входит. Просто Autodesk еще не успела это сделать, так как приобрела одноименную компанию Alias немногим более года назад. “Но мы работаем над интеграцией AliasStudio и Inventor, и в следующей версии Inventor Alias, которая выйдет летом нынешнего года, решим этот вопрос”, — пообещал г-н Кросс и добавил, что в будущем некоторые функции AliasStudio, такие как рендеринг и обработка поверхностей, будут включены в другие продукты компании.
Набор средств для машиностроения от Autodesk:
|
Одновременно Autodesk принимает меры по обеспечению возможности взаимодействия своих продуктов с программами других производителей. Это тем более важно, что у нее нет собственных решений для автоматизации подготовки производства (CAM), а для инженерных расчетов (CAE) имеется лишь модуль стресс-анализа, встроенный в Inventor. Поэтому в Inventor’е предусмотрены средства связи с CAM-системами SolidCAM и EdgeCAM, а также с CAE-решением фирмы Ansys. “Сейчас между проектированием и производством существует разрыв, —констатировал г-н Кросс. — Но мы собираемся устранить его за счет использования цифровых прототипов”.
Кроме того, известно, что для конструкторской деятельности предприятия нередко используют САПР разных производителей. Но тогда их работу серьезно затрудняет несовместимость форматов данных. И хотя эта проблема существует уже далеко не первый год, до последнего времени поставщики уделяли ей мало внимания. И лишь недавно лед тронулся. Autodesk и PTC договорились о взаимном обмене технологиями, направленном на упрощение взаимодействия при использовании разных САПР. “Мы считаем, что такая открытость пойдет нам на пользу”, — с удовлетворением отметил Роберт Кросс и посетовал, что пока не удается заключить аналогичные соглашения с другими игроками, такими как UGS и Dassault Systemes.