13 февраля в Компьютерном музее в Калифорнии (www.computerhistory.org/) канадская фирма D-Wave Systems продемонстрировала свою разработку — первый в мире коммерческий квантовый компьютер (КК). Он представляет собой ниобиевый кристалл, помещенный для достижения состояния сверхпроводимости в камеру, охлаждающую его до близкой к абсолютному нулю температуры. Память этого КК, названного “Орион”, составляет 16 кубитов (qubits, квантовых битов). Слова “первый коммерческий” означают, что “Орионы” будут продаваться, хотя цена на них ещё не объявлена. В планах компании — через год создать кристалл с памятью на 1000 кубитов.
Квантовые компьютеры на несколько порядков превосходят обычные суперкомпьютеры и потому используются прежде всего в криптографии, а также для решения задач, объёмы вычислений в которых растут нелинейно с ростом размерности задачи (как, например, в задаче о раскраске карты).
“Орион” программируется с помощью специального ПО, превращающего комбинаторную проблему в граф, а кубиты, каждый из которых может принимать одновременно все возможные значения одного из параметров, позволяют мгновенно найти абсолютный максимум комбинации заданных параметров.
В этом событии поражает то, насколько быстро высказанная некогда физиком Ричардом Фейнманом идея квантовых вычислений воплощается в жизнь. Широкое распространение КК (и несомненная гонка, начавшаяся в этой области) позволит не только получить невероятные в настоящее время научные результаты в теории чисел и теории вычислений, в генной инженерии и вычислительной биологии, но и грозит существенно осложнить реальную жизнь, поскольку для таких машин не составит труда взламывать шифры, из-за вычислительной сложности считающиеся абсолютно устойчивыми.