“ВымпелКом” и Google объявили о том, что новостной агрегатор Google “Новости для мобильных платформ” будет интегрирован в WAP-портал “Билайн”. По мнению участников проекта, новый сервис позволит пользователям мобильных устройств, подключенным к сети “Билайн”, искать информацию о последних событиях в России и мире на порталах различных СМИ.
Джессика Пауэлл: “Пользователю выдается отфильтрованный и надежный контент” |
Необходимость расширения мобильных сервисов для Google вполне очевидна. По словам Владимира Долгова, главы представительства этой компании в России, “…число абонентов сотовой связи в нашей стране существенно превышает число интернет-пользователей (как минимум в пять раз. — Прим. ред.), а потребность в поиске информации для них ничуть не меньше”. Все дело в цене “входного билета”: сотовый телефон стоит около 100 долл., а компьютер в минимальной конфигурации — от 400 долл.
Новостной агрегатор Google для мобильных платформ индексирует несколько тысяч информационных лент по всему миру. Благодаря удобной навигации и адаптированному интерфейсу пользователь может просматривать заголовки основных новостей на домашней странице сервиса и искать нужные статьи по ключевым словам; при этом результаты поиска группируются по тематическим категориям. Как рассказала Джессика Пауэлл, менеджер по корпоративным коммуникациям отделения “Google Европа”, у Google News (глобального новостного агрегатора новостей, функционирующего как в сети Интернет, так и в приложениях для мобильных телефонов. — Прим. ред.) свой подход к новостям. “Есть порталы и новостные ленты, которые проводят фильтрацию и сами решают, что считать новостями. Мы берем информацию именно оттуда, — поясняет г-жа Пауэлл. — У нас строгий подход к источникам информации, и “чистый” пресс-релиз вряд ли может быть опубликован на нашем сайте. Иногда мы индексируем блоги, но только потому, что информация там появляется быстрее, чем где-либо еще. Таким образом, пользователю выдается отфильтрованный и надежный контент”.
Благодаря такому подходу выигрывают не только читатели, но и редакторы новостных лент, так как специальный поисковый механизм, конечно, способствует увеличению трафика к сайтам средств массовой информации. Возможно, в будущем это поможет издателям получать дополнительный доход от своего ресурса, размещая на сайте контекстную рекламу Google AdSense (в 2006-м сайты-партнёры, публиковавшие контекстные объявления Google по всему миру, заработали в общей сложности 3,3 млрд. долл.). Однако, как мы уже писали (см. PC Week/RE, № 47/2006, с. 1), система, по которой Google платит владельцам ресурсов за демонстрацию контекстной рекламы даже на Web-сайтах (не говоря уж о WAP), крайне запутанна. Оплата производится банковскими чеками или перечислением на пластиковую карту, причем обналичивания чека надо ждать как минимум три-четыре недели, а банковские карты есть далеко не у всех владельцев интернет-ресурсов. Вместе с тем организовать сотрудничество с какой-либо системой электронных платежей компания пока не готова.
Зинаида Хохлова: “Подобные работы — часть долгосрочного проекта по предоставлению пользователю возможности получить значимый для него пакет сервисов с помощью мобильного телефона” |
В целом проект Google News может иметь успех. Не секрет, что последние новости — это раздел с традиционно высокой посещаемостью вне зависимости от типа ресурса. Учитывая бедность WAP-сайтов в Рунете, конкуренция новостного контента если и есть, то только с финансовой информацией и эротической тематикой. То есть рынок в настоящий момент вполне свободен.
Директор по маркетингу компании “ВымпелКом” Зинаида Хохлова отмечает: “Целевую аудиторию подобного сервиса составляют пользователи, уже знакомые с Интернетом. Дальше идут те, для которых первое знакомство с сетью Интернет происходит именно с мобильного телефона (для сравнения: “ВымпелКом” за 2006 г. заработал несколько сотен миллионов долларов только на передаче WAP- и GPRS-трафика, это наилучший результат из всех компаний федерального уровня. — Прим. ред.)”. В целом для оператора подобные работы являются частью долгосрочного проекта по предоставлению пользователю возможности получить значимый для него пакет сервисов с помощью мобильного телефона — своеобразный “Интернет в кармане”. Учитывая тот факт, что в сетях 3G основные деньги оператору пойдут от контент-сервисов, а не от голосового трафика, как сейчас, а также все большее распространение персональных мобильных устройств (не столько сотовых телефонов, сколько коммуниаторов и смартфонов), подобный подход представляется вполне разумным. Вопрос только в том, какой механизм мобильной рекламы будет предложен заказчикам, готовым “покупать слова” в результате поиска. Ведь перевести пользователя, обретающегося в WAP-пространстве, к себе на сайт в чистом виде будет недостаточно — необходимо еще создать информативное представительство, обеспечить привлекательный интерфейс и очень “легкий” дизайн (WAP-трафик весьма дорог), а также ввести бесплатные номера для немедленного звонка с мобильного телефона. Все это потребует большего внимания и, конечно, усилий со стороны производителей товаров и услуг.
Генеральный директор компании Google Эрик Шмидт в свое время высказывал мысли о том, что, по его мнению, в будущем в сетях третьего поколения операторы сделают мобильную связь почти бесплатной, зарабатывая исключительно на рекламе, демонстрируемой пользователю. Собственно, к этому дело вполне может прийти — по данным аналитиков из Telecoms & Media, к 2011 г. рынок мобильной рекламы достигнет объёма в 11,3 млрд. долл. и со временем обгонит публикуемую в Интернете рекламу контекстную. При этом 50% брендов будут тратить на мобильный маркетинг 5—25% всех своих вложений в рекламу.
Следующим шагом Google в мобильных сетях станет внедрение тех сервисов, которые уже прошли “обкатку” на развитых рынках Европы и США. Это, к примеру, выдача карты местности на мобильный телефон по запросу клиента (как это сделано в США) или поиск в реальном времени книги по ближайшим к нему книжным магазинам (местонахождение пользователя определяется с помощью сервиса оператора сотовой связи после чего система подключается к общей БД магазинов). При этом контент адаптируется для России — он будет содержать карты российских городов (в частности, две недели назад в открытый доступ была выложена карта Москвы). В скором времени будет доступен и WAP-интерфейс для популярного сервиса Google Mail.