Не так давно (см. PC Week-RE, № 5/2007, c. 1) мы писали, что компания “ICL-КПО ВС” совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан (РТ) и ГУП УПС “Татарстан почтасы” приступило к реализации республиканской программы “Компьютер в каждый дом”. А ещё раньше сообщалось, что в прошлом году ОАО “ICL-КПО ВС” стало победителем тендера на поставку лицензионных программных продуктов компании Microsoft, организованного Министерством финансов РТ для нужд Министерства образования и науки РТ. Сообщалось также, что по условиям данного конкурса компания должна поставить лицензии на право использования программных продуктов Microsoft для более чем 16 тыс. пользователей образовательных учреждений Татарстана. Вместе с лицензиями контракт предусматривал поставку 2,5 тыс. комплектов дисков с лицензионными программными продуктами Windows XP Professional и Office Professional с тем, чтобы каждая школа могла установить их на своих компьютерах. Экономическая сторона контракта не раскрывалась, но ходили слухи, что для отдельно взятого школьного компьютера, попавшего под действие этой программы, стоимость лицензии на ОС Windows составила менее 10 долл.
О том, как идёт реализация этих программ, нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину рассказал генеральный директор “ICL-КПО ВС” Виктор Дьячков.
Виктор Дьячков |
PC Week: На кого ориентирована республиканская программа “Компьютер в каждый дом” и как она продвигается?
Виктор Дьячков: Данная программа прежде всего ориентирована на школьников старших классов, проживающих в тех населённых пунктах, где нет магазинов, которые предлагали бы современные компьютеры, собранные в заводских условиях из тщательно протестированных комплектующих, снабжённые лицензионным ПО и обеспеченные технической поддержкой производителя. Большая роль в её реализации отводится местным отделениям связи “Татарстан почтасы”, которые должны донести наши, скажем так, коммерческие предложения до всех потенциальных покупателей и обеспечить своевременную доставку заказанного оборудования. Сейчас, когда начались летние каникулы, многих потенциальных владельцев этих компьютеров, как и их родителей, одолевают совсем другие проблемы. Но мы рассчитываем, что в августе — сентябре интерес населения республики к нашей программе “Компьютер в каждый дом” резко возрастёт.
PC Week: Предполагается, что к 1 сентября 2007 г. все 1626 школ Татарстана получат широкополосный доступ в Сеть. А как обстоят дела с компьютеризацией этих школ?
В. Д.: Точного количества компьютеров, установленных и работающих в школах Татарстана, думаю, не знает никто. Ведь они попадают туда разными путями — как в рамках федеральных и республиканских программ, так и по инициативе различных предприятий и организаций (спонсоров, попечителей и т. д.), желающих внести свой вклад в подъём уровня образования. Но по некоторым сведениям уже сейчас компьютерные классы есть практически в каждой средней школе республики, а общее количество школьных компьютеров Татарстана близко к 30 тысячам.
PC Week: По некоторым данным, в российских школах сейчас насчитывается 670 тыс. компьютеров, причём лишь треть из них имеет лицензионное программное обеспечение. А каков этот показатель для школ Татарстана?
В. Д.: По нашим сведениям, все компьютеры, попадающие в школы Татарстана в результате выполнения федеральных и республиканских программ, как минимум оснащены лицензионной OEM-версией Windows. Думаю, что и в других регионах России ситуация складывается точно так же. Если же говорить о Татарстане, то только наша компания за последние несколько лет поставила в школы республики около 10 тыс. ПК. Разумеется, все они оснащались предустановленной лицензионной OEM-версией Windows. Более того, по лицензионному соглашению группы Fujitsu, основного акционера нашей компании, с Microsoft все ПК “ICL-КПО ВС” оснащаются предустановленными OEM-версиями Windows.
PC Week: Зачем же тогда потребовался отдельный тендер на поставку лицензионных программных продуктов компании Microsoft, который выиграла ваша компания?
В. Д.: Видимо, органы власти Татарстана поставили перед собой цель обелить всё ПО Microsoft, которое используется в школах республики. Ведь никто точно не знает, какой именно софт установлен на тех компьютерах, что попадают в школы Татарстана по инициативе различных предприятий и организаций. Кроме того, довольно трудно проследить, какое ПО (в том числе Microsoft) инсталлируется на компьютеры школьными учителями в ходе учебного процесса. Экономических подробностей упомянутого вами соглашения с Microsoft я не знаю (этим проектом занимался Центр информационных технологий Министерства образования и науки РТ), но разговоры о том, что для отдельно взятого школьного компьютера, попавшего под действие этой программы, стоимость лицензии на ОС Windows составила менее 10 долл., я слышал. Возможно, эта цифра обусловлена тем, что на всех компьютерах, попавших в школы Татарстана в соответствии с федеральными и республиканскими программами (а таких компьютеров, подчёркиваю, большинство), лицензионные OEM-версии Windows уже установлены.
PC Week: Как известно, в конце апреля Минэкономразвития РФ раскритиковало разработанную Мининформсвязи программу поставки школам лицензионного софта. При этом школам страны предлагалось активнее использовать ПО с открытым кодом. А как вы относитесь к этому заявлению?
В. Д.: К призыву активнее использовать ПО с открытым кодом отношусь очень даже положительно. Напомню, что первая конференция в Российской Федерации по открытым системам была организована “осколками” главка Министерства радиопромышленности СССР, занимавшегося компьютерными технологиями (уж не помню точно, какое название эти “осколки” носили в то время), и проходила в 1992 г. в Казани на базе нашего предприятия (тогда оно называлось “Казанское производственное объединение вычислительных систем” и, в частности, изготавливало компьютеры серии EC ЭВМ). К сожалению, эта конференция оказалась не только первой, но и последней.
Но я как выпускник факультета вычислительной техники Казанского авиационного института по специальности “электронные вычислительные машины” принимал в этой конференции активное участие и хорошо помню, что она проходила под лозунгом “Открытый код — наше будущее”. В дальнейшем российская отрасль компьютерных технологий (включая централизованную разработку ПО в рамках общегосударственных программ) была практически уничтожена (не мне судить, было ли это сделано умышленно или по халатности). В то же время в других развитых странах правительства всячески поддерживают разработки в области компьютерных технологий. Ведь не секрет, что компьютер и установленное на нём базовое ПО — основа любой системы управления. А эффективная система управления (государством, отраслью, предприятием и т. д.) является своего рода оружием, обеспечивающим мощь страны и её независимость от конъюнктуры рынка и складывающихся международных отношений.
Увы, уже более 15 лет в России нет государственных структур, которые формировали бы внятную политику страны в отношении разработки вычислительной техники и базового программного обеспечения и отвечали за реализацию этой политики и координацию соответствующих действий. За это время частная компания Билла Гейтса стала практически монополистом в области базовых ОС и офисных пакетов для настольных ПК, и конца этой монополии в обозримом будущем не видно. А ведь ещё в 1995 г. ОС Linux по многим параметрам превосходила тогдашние версии операционных систем Microsoft. В нашей стране немало опытных программистов, и если бы тогда начать развитие этой системы до национального стандарта, то позиции Microsoft в России сейчас были бы совершенно иными.
Государственные структуры, координирующие работы в области создания базового ПО, есть в Китае, Франции и других государствах. Насколько я знаю, многие европейские страны пять-шесть лет назад после известного скандала, связанного с утечкой государственных секретов из-за “закладок” в ОС Windows приняли решение использовать в госучреждениях только ПО с открытыми кодами. У нас же ПО с открытым кодом — операционная система МСВС — законодательно утверждено в качестве базового лишь для подразделений Министерства обороны и ряда других силовых структур.
PC Week: Что, по-вашему, надо делать сейчас для продвижения ПО с открытым кодом и принятия его если не в качестве стандартов де-юре, то хотя бы как стандарты де-факто?
В. Д.: Начинать надо с высшей школы. Государственные органы должны ввести в её программы соответствующие дисциплины и стимулировать написание курсовых и дипломных проектов, которые были бы связаны с разработкой ПО, функционирующего под управлением Linux-подобных операционных систем. Появившиеся программные блоки в дальнейшем можно было бы использовать в коммерческих целях. А главное — выросли бы кадры, способные эти блоки развивать дальше и писать на их базе полезные прикладные программы для госучреждений, образования и различных отраслей промышленности.
Это — очень перспективное дело. Вы знаете, что ещё в прошлом году Intel заявила о программе выпуска процессоров с встроенным на них ядром ОС Free BSD. Причём это ПО будет инсталлироваться таким образом, что на ПК, использующих данный процессор, можно будет ставить и другие операционные системы. Таким образом производители ПК и их пользователи обретут истинную свободу выбора. Но к этому моменту надо готовиться заранее. Ведь в один день прикладное образовательное или деловое ПО, эффективно функционирующее на Linux-машинах, не создашь.
PC Week: Если будет объявлено о поддержке ПО с открытым кодом на государственном уровне, готова ли ваша компания внести свой вклад в реализацию этих инициатив?
В. Д.: А у нас и сейчас из 450 программистов 120 пишут прикладные программы, работающие в среде Linux. Всего же в “ICL-КПО ВС” свыше семисот сотрудников.
PC Week: Спасибо за беседу.