По сообщениям тайваньских источников, в частности агентства DigiTimes.com, в начале июля компания Asustek Computer объявила о планах выделения из своей структуры ODM-бизнеса и создании на его основе к 1 января 2008-го двух самостоятельных фирм. Одна из них — Pegatron Technology — займется контрактным производством ПК, вторая — Unihan Technology — будет предлагать ODM-услуги в других, не связанных с персональными компьютерами сегментах (широкополосное оборудование, игровые консоли и пр.).
Сообщение о реструктуризации не стало неожиданным: Asustek Computer уже заявляла о намерении выделить ODM-бизнес в отдельную структуру. Цель перестройки компании — расширение контрактного производства и повышение конкурентоспособности продукции под собственным брендом. Правда, прежние планы компании предусматривали, что это произойдет на год позже (по сравнению с принятым теперь решением). Ускорение вызвано растущим напряжением во взаимоотношениях Asustek с реальными и потенциальными заказчиками, опасающимися прямой конкуренции с контрактным производителем, в частности, в сегменте портативных ПК. Сообщается, например, что в апреле нынешнего года корпорация Apple отказалась размещать у Asustek заказы на изготовление новых MacBook’ов.
Вначале выделенные фирмы будут полностью принадлежать Asustek Computer, однако руководители материнской компании не исключают того, что в дальнейшем акции Pegatron и Unihan могут быть размещены на тайваньской бирже. Сама Asustek Computer займется продвижением продукции под собственной торговой маркой и укреплением своего бренда.
Подобно другим тайваньским производителям Asustek Computer ищет новые возможности увеличения доходов, в том числе за счет расширения портфеля продукции. В начале июня Asustek Computer объявила о возвращении на рынок звуковых адаптеров, представив на выставке Computex плату Xonar D2, которая базируется на микрочипе AV200 (выполненном корпорацией United Microelectronics с использованием 0,35-мкм техпроцесса) и относится к сегменту high-end. В компании анализируют также возможности выпуска цифровых фоторамок (небольших ЖК-дисплеев, позволяющих отображать цифровые фотографии, хранящиеся на картах памяти, в виде слайд-шоу).
Особенностью реструктуризации Asustek является то, что из компании выделяется не одно (как обычно), а сразу два ODM-подразделения. Эксперты расходятся в оценке эффективности данного варианта раздела бизнеса. Часть из них считает, что как раз такой сценарий способен привести к успеху, другие, наоборот, полагают, что лучше сосредоточить весь ODM-бизнес в одной фирме. Соглашаясь с доводами последних относительно конвергенции технологий, руководители Asustek, не отрицая возможности объединения Pegatron и Unihan в перспективе, уверены, что пока более слабый бизнес в сегменте не-ПК надо развивать отдельно (на текущий момент оборот компании от этой ODM-деятельности примерно вдвое меньше оборота от контрактного ПК-бизнеса).
По информации Asustek, доходы компании в 2006-м достигли 17,05 млрд. долл., причем примерно 38% составили продажи оборудования под собственным брендом. В нынешнем году компания рассчитывает получить доходы в размере 23,5 млрд. долл. (усредненная оценка), причем на долю бренд-бизнеса будет приходиться 7,6 млрд. долл.
Следует отметить, что амбициозные тайваньские компании, стремящиеся развивать собственный бренд, со временем неизбежно проходят стадию отделения OEM- или ODM-бизнеса. В 2002 г. в рамках реструктуризации Acer была создана компания Wistron, специализирующаяся на контрактном производстве и проектной деятельности. Совсем недавно по тому же пути пошла и BenQ (выделенная из состава Acer в ходе всё той же реструктуризации). Теперь пришел черёд Asustek. Кто следующий?
Национальным брендам помогут деньгами Правительство и деловые круги Тайваня рассчитывают, что у них должны появиться новые компании, бренды которых станут столь же известны на мировом рынке как Acer или Asustek. В ноябре прошлого года был создан фонд Branding Taiwan Venture Capital, размер которого составил 60,71 млн. долл. В числе учредителей и инвесторов фонда — Стен Ши, основатель компании Acer и, пожалуй, наиболее авторитетный лидер тайваньской ИТ-отрасли. Цель фонда — содействие выходу перспективных местных компаний на внешний рынок и продвижению их торговых марок на глобальном уровне. |