В рамках прошедшей 9 июля в Москве общегородской научно-практической конференции “«Электронная Москва» — результаты, проблемы, задачи” были подведены итоги первого этапа городской целевой программы (ГЦП) “Электронная Москва” (2003—2007 гг.) и обсуждены задачи, которые будут решаться в ходе её второго этапа “Электронная Москва — 2” (2008—2010 гг.).
Говоря о результатах первого этапа программы, мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что, как показал опыт, электронизация государственных органов в первую очередь воздействует на саму структуру государственной системы и меняет характер её работы, способствуя более чёткому выполнению государственных функций.
Отличительной чертой ГЦП “Электронная Москва”, по словам первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, председателя Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, стало повышенное внимание к вопросам безопасности города. Так, в Москве создана современная система экстренной связи с реагирующими структурами — службами “01”, “02” и “03”. Ведется контроль за подъездами домов и территориями через систему камер видеонаблюдения. К сегодняшнему дню на 1000 с лишним городских объектов установлено около 60 тыс. таких камер, которые передают информацию в режиме реального времени. Из информационных центров контролируется состояние домов, улиц, мостов, сложных сооружений и многих других объектов. При этом Михаил Гришанков отметил, что необходимо оценить эффект использования этой системы, поскольку большая часть получаемой с её помощью информации просто накапливается и нигде не применяется.
Помимо этого создана автоматизированная система обработки обращений в службу “02”, а также система управления силами и средствами милиции города. Служба скорой помощи также стала более оперативно реагировать на вызовы благодаря системе управления мобильными бригадами, которая позволяет видеть каждую машину и все маршруты движения.
В целом первый этап ГЦП “Электронная Москва” был отмечен переходом от ведомственного принципа формирования программы к проектно-ориентированному, что позволило успешно разработать и внедрить целый ряд проектов. Среди них следует отметить работу по оснащению образовательных учреждений компьютерной техникой и их подключению к Интернету, а также создание и развитие единой информационной системы обеспечения социальной защиты населения (на технологическую поддержку этой задачи ориентирован проект “Социальная карта москвича”, о котором мы уже подробно писали — см. PC Week/RE, № 42/2006, с. 44). В области здравоохранения проведены разработки типовых информационных систем лечебно-профилактических учреждений и уже начинается их поэтапное внедрение. А в сфере ЖКХ функционирует система расчетов по единому платежному документу, создана сеть районных ЕИРЦ, вводится адресный учет потребления ресурсов по показаниям индивидуальных счетчиков.
Кроме того, в Москве была развернута система, отслеживающая проведение конкурсов по госзаказам. Она регистрирует все конкурсные документы и городские контракты, заключенные за счёт бюджета, отслеживает их исполнение и автоматически размещает информацию в Интернете для публичного доступа. Внедрены также система учета городской собственности, системы мониторинга развития генплана Москвы, городской земельный и градостроительный кадастры и целый ряд других систем, используемых в каждодневных процессах управления.
Юрий Лужков: “Электронизация государственных органов воздействует на саму структуру государственной системы и меняет характер её работы” |
Как было отмечено на конференции, одной из наиболее важных проблем, возникающих при реализации большинства проектов, стала ведомственная разобщенность, которая до сих пор полностью не преодолена. В качестве примера Юрий Лужков рассказал о создании новой системы миграционного учета и планирования. В ходе работы над ней пришлось не только решать вопросы математического обеспечения и системного структурирования — нужно было получить возможность контролируемого доступа к системам смежных с Федеральной миграционной службой РФ ведомств: ГУВД, пограничной и таможенной служб и ряда других. “К счастью, сегодня все эти сложные моменты уже пройдены. Но данная проблема имела принципиальный характер: ведь без участия этих ведомств решить задачу построения структурированной автоматизированной миграционной системы просто невозможно”, — подчеркнул Юрий Лужков.
В качестве одного из способов преодоления такой ведомственной разобщенности и обеспечения эффективного межведомственного информационного взаимодействия предполагается создать федеральный информационный центр (см. материал выше на этой странице) и систему удостоверяющих центров, в том числе федеральный территориально-распределенный удостоверяющий центр.
Особенностью же второго этапа программы должен стать сервисно-ориентированный подход, заключающийся в приоритетной информатизации наиболее востребованных услуг. Такой подход, по словам начальника Управления информатизации города Москвы Алексея Михайлова, представляется разработчикам программы наиболее объективным. Для его реализации нужно провести исследования, направленные на анализ востребованности систем и сервисов — как уже функционирующих, так и создаваемых. Результаты одного из таких анализов показали, что москвичей больше всего волнуют вопросы безопасности и им требуется единый номер для вызова экстремальных городских служб.
Сегодня сервисно-ориентированный подход уже реализуется в рамках проекта “Одно окно”, главной задачей которого является предоставление государственных услуг жителям и организациям Москвы. А в будущем он будет учитываться при создании “Электронной истории болезни”, системы адресного учета коммунальных платежей и многих других.
К числу же основных вопросов, которым будет уделяться наибольшее внимание в ходе реализации второго этапа ГЦП “Электронная Москва — 2”, относятся повышение эффективности эксплуатации информационных систем, а также дальнейшее совершенствование системы управления программой, в частности более жесткая унификация требований к проектной и исполнительной документации.