Правительство РФ утвердило проект концепции формирования в нашей стране электронного правительства, разработанный Мининформсвязи при участии МЭРТ и Федеральной службы охраны РФ. Основная его идея состоит в том, чтобы к 2010 г. народ смог взаимодействовать с органами власти с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Впрочем, такие обещания мы уже слышали неоднократно, но светлое информационное будущее никак не наступает.
На этот раз предполагается перевести правительство на электронные рельсы в два этапа. Сначала в 2008 г. появятся правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и перечню предоставляемых госуслуг. На 2009—2010 гг. намечены тиражирование и внедрение типовых ведомственных технологических решений и реализация системы межведомственного взаимодействия.
В результате, по словам министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, к 2010-му десять наиболее востребованных государственных услуг будут предоставляться в электронном виде в режиме “одного окна”. В качестве примера он привел заполнение бланков при оформлении персональных документов (паспортов, водительских лицензий), заявлений на получение детских пособий, квитанций на оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Но это еще не все. Опять-таки к 2010 г. все федеральные органы власти будут иметь центры телефонного обслуживания населения, интернет-сайты (соответствующие единым требованиям) и информационно-аналитические системы (для управления деятельностью ведомств и контроля за их работой). Кроме того, планируется создание специализированного интернет-портала и федерального центра телефонных обращений. Все федеральные и местные компоненты должны быть увязаны друг с другом, чтобы граждане могли при необходимости свободно “переключаться” между ними.
К 2010-му десять наиболее востребованных государственных услуг должны предоставляться в электронном виде в режиме “одного окна”. |
Дабы открыть народу дорогу в этот информационный рай, органы государственной власти обзаведутся многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых, в частности, будут установлены специальные информационные киоски, так называемые инфоматы.
Предполагается, что создание электронного правительства позволит решить три задачи. Во-первых, повысить качество и доступность государственных услуг, упростить и ускорить процедуры их предоставления и снизить издержки на их получение. Во-вторых, увеличить прозрачность информации о деятельности госорганов и расширить возможности участия граждан и организаций в процедурах формирования решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления. В третьих, улучшить качество административно-управленческих процессов, организовать контроль за результативностью деятельности госорганов и обеспечить информационную безопасность электронного правительства.
Уже подсчитан экономический эффект от принятия перечисленных мер. Так, ожидается, что доступность государственных информационных ресурсов и развитие межведомственной системы электронного документооборота позволят госорганам на 50% снизить трудозатраты на организацию обмена данными, а реализация принципа “одного окна” обеспечит ежегодную экономию до 10 млрд. руб.
Правда, ни про расходы, ни про финансирование в самом документе ничего не говорится. Но, видимо, одним из источников средств на осуществление проекта станет ФЦП “Электронная Россия”. По крайней мере, во время представления концепции Леонид Рейман сообщил, что основным инструментом решения задач, связанных с формированием электронного правительства, будет именно эта федеральная программа.
Неясно также, кто и как будет управлять реализацией перечисленных планов. Впрочем, нынешний документ представляет собой лишь проект. В течение ближайших трех месяцев авторы должны согласовать его со всеми заинтересованными ведомствами, а в ноябре представить правительству окончательный вариант концепции и перечень мероприятий по ее реализации.