Результаты работы российской системы “КиберПлат” за истекший год подтвердили и упрочили ее статус как крупнейшей платежной системы страны.
По данным интернет-компании “КиберПлат.Ком”, в 2005 г. общий оборот “КиберПлат” достиг суммы в 1,12 млрд. долл. (32 млрд. руб.) Из них 97% приходятся на платежи от абонентов операторов мобильной связи, 1% — от абонентов спутникового и кабельного телевидения и ещё 2% — на платежи за фиксированную связь, коммунальные услуги и доступ в Интернет.
За год через “КиберПлат” было проведено более 200 млн. платежей, и к концу 2005-го преодолен порог в 1 млн. платежей в день. Обработка платежных операций в системе осуществляется в онлайн-режиме и занимает не более двух секунд. Высокая востребованность системы, по мнению разработчиков, объясняется рядом ее преимуществ по сравнению с альтернативными средствами оплаты, например, такими, как скрэтч-карты: платежи занимают меньше времени, они удобнее и дешевле, чем другие способы пополнения лицевых счетов, исключают риск приобретения просроченной или поддельной скрэтч-карты и снимают необходимость покупки самой карты.
Сумма средней транзакции через “КиберПлат” по итогам года составляет 5,6 долл. В последнее время отмечается рост числа транзакций менее одного доллара (10—20 руб.). Возможность приема таких небольших денежных сумм делает услуги современных технологий более доступными для самых малообеспеченных слоев населения.
Общее количество точек приема платежей в системе увеличилось в 2005 г. более чем в четыре раза и составило свыше 15 тыс. Такой рост бизнеса стал возможен благодаря подключению к “КиберПлат” новых торговых сетей, дилерских компаний, сетей электронных терминалов самообслуживания, а также отделений и филиалов различных банков, прежде всего в регионах. В частности, с помощью “КиберПлат” были запущены проекты по организации приема наличных платежей в крупных торговых сетях “Эльдорадо”, Grossmart, аптечной сети “Аптека 36,6”, компьютерных центрах Polaris, сервисных центрах “Петроэлектросбыт”, банкоматах банка “Стройкредит”, сети терминалов самообслуживания СДМ-Банка, отделениях Ханты-Мансийского банка.
Система “КиберПлат” реализовала возможность приема коммунальных платежей, а также платежей за электроэнергию в торгово-сервисных точках ритейловых сетей. В частности, к приему коммунальных платежей присоединились давние партнеры платежной системы — сети салонов связи “Диксис”, “Мобайл Центр”, сеть терминалов самообслуживания I-box и многие другие.
В течение прошлого года с платежной системой “КиберПлат” продолжали успешно сотрудничать крупные федеральные сети салонов мобильной связи, в том числе “Связной”, “Диксис”, “Евросеть”, “Мобайл Центр”, “Бета Линк”, “Ультра Стар”, “Цифроград” и др.
Особо важным стало продвижение совместного глобального проекта “КиберПлат” c предприятием “Почта России” по приему наличных платежей от населения в широкой сети почтовых отделений страны. Число регионов РФ, в которых почтовые отделения принимают сегодня платежи, увеличилось в пять раз — с 8 до 44.
Партнерами платежной системы “КиберПлат” являются преимущественно крупные компании с высоким уровнем технологической и корпоративной культуры —- торговые сети или фирмы, специализирующиеся на предоставлении услуг в области мобильной связи, кабельного и спутникового телевидения, телекоммуникационных и провайдерских услуг. За 2005 г. количество онлайновых платежных шлюзов к операторам связи и провайдерам услуг выросло с 20 до 42. Партнерами “КиберПлат” стали новые операторы и провайдеры, в том числе все региональные филиалы компании “МегаФон”, а также “Северо-Западный Телеком”, Tele2, “Уралсвязьинформ” (Utel), СМАРТС, “Новая Телефонная Компания”, “Скайлинк”, МОТИВ, “Енисейтелеком” и др.
Кроме того, в завершившемся году к системе “КиберПлат” были подключены телеканалы “Комкор-ТВ” (Акадо) и “Архангельская телевизионная компания”, а спектр обслуживаемых интернет-провайдеров расширился за счет присоединения “МТУ-Интел” и “МТУ-Информ”.
К нововведениям года следует отнести внедрение системы автоматической регистрации, которая позволяет стать участником платежной системы “КиберПлат” за 30 минут. Увеличились масштабы предоставления такой услуги, как краткосрочное кредитование партнеров “КиберПлат”. Это позволяет им увеличивать свою прибыль даже в условиях дефицита оборотных средств. В минувшем году “КиберПлат” предложила своим клиентам сервис нового поколения, позволяющий в безопасном дистанционном режиме совершать сделки, заключать договора и передавать юридически значимые документы любого размера в электронном виде через Интернет. Теперь есть возможность подписать при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП) информацию неограниченного объема в любом электронном формате и передать ее в режиме реального времени контрагенту, который может проверить подлинность ЭЦП отправителя. К услугам пользователей — высокозащищенный (благодаря технологии ЭЦП) финансовый сервис для смартфонов: каждый обладатель смартфона, являющийся пользователем платежной системы, может проводить операции абсолютно безопасно.
В 2005 г. специалистами “КиберПлат” был также разработан и внедрен специальный модуль для программы “1С-Рарус: Магазин”, позволяющий легко интегрировать функцию приема платежей в операционную деятельность дилеров платежной системы.
Наталья Шестопалова