Корпорация Microsoft представила русскую редакцию международной версии Microsoft Dynamics CRM 3.0 — системы управления отношениями с клиентами, рассчитанной на компании малого, среднего и крупного бизнеса и предоставляющей полный набор возможностей в области маркетинга, продаж и обслуживания клиентов (см. pcweek.ru/?ID=504480).
Примечательность этого события состоит в том, что русскоязычная версия появилась 1 января 2006 г., т.е. всего через две недели после выхода международной. По сравнению с предыдущей версией Microsoft CRM 1.2 здесь налицо явный прогресс: тогда появления локализованного на русский язык продукта пришлось ждать около полугода. По словам Евгения Воронина, директора подразделения Microsoft Business Solutions, представлявшего Microsoft Dynamics CRM 3.0, причина такой оперативности заключается в том, что процесс локализации был начат раньше и шел параллельно с созданием международной версии.
Одновременно с выходом русскоязычной версии появились редакции системы на немецком, французском и голландском языках. В течение ближайших месяцев предполагается осуществить локализацию Microsoft Dynamics CRM 3.0 на 20 языков, в том числе на венгерский, греческий, иврит, испанский, итальянский, норвежский, польский, португальский (бразильский и иберийский диалекты), турецкий, шведский и японский.
Как сказал Евгений Воронин, Microsoft Dynamics CRM 3.0 предназначена как для организаций, работающих с широким кругом клиентов, так и для сотрудников, контактирующих с клиентами, планирующих и контролирующих продажи и маркетинг. Таким образом, основными потребителями этого продукта могут стать отделы продаж и маркетинга, бухгалтерии, службы доставки, сервисные службы и т. д.
Оценивая рынок CRM-решений в России, Евгений Воронин отметил, что по данным IDC, его объем сегодня составляет приблизительно 30—40 млн. долл., причем около половины средств идет на закупку лицензий. (Для сравнения: объем мирового рынка CRM-систем в 2005 г. измерялся суммой 13 млрд. долл., большая часть которых была потрачена на внедрение, консалтинг и поддержку. И только 4 млрд. долл. пошли на закупку лицензий.) Ожидается, что к 2009 г. прирост российского рынка будет примерно 30%-ным. Основными потребителями CRM-систем станут сферы телекоммуникаций, финансовых услуг, дистрибуции, торговли, профессиональных услуг и туризма.
Говоря о перспективах новой версии, Виталий Титов, менеджер по развитию Microsoft Dynamics CRM 3.0 в России, отметил две ее отличительные особенности: встроенную поддержку Microsoft Office Outlook и других приложений Microsoft Office, что позволяет работать в привычном и удобном интерфейсе Outlook, а также гибкость и адаптируемость продукта, благодаря чему любой сотрудник может выбрать для себя ту роль, в которой он хочет работать. Эти возможности, по мнению г-на Титова, существенным образом повышают удобство работы с системой и в результате будут способствовать повышению спроса на этот продукт.
Вместе с тем, как считает Евгений Воронин, не стоит строить слишком оптимистические прогнозы на сей счет. Сейчас в России насчитывается около 60 компаний — пользователей CRM-систем, и несмотря на то что их число ежегодно удваивается, эта цифра, несомненно, не идет ни в какое сравнение с общемировым показателем — более 6 тыс. компаний.