Компанию Computer Associates (CA), одного из крупнейших в мире поставщиков ПО, никак нельзя назвать новичком на российском рынке – история ее присутствия в нашей стране насчитывает уже более десяти лет. Однако в последние годы фирма явно снизила интерес к этому рынку, что, вполне вероятно, было связано с внутренними проблемами бизнеса CA и необходимостью серьезной перестройки ее работы в условиях общего кризиса мировой ИТ-индустрии в начале столетия.
Но осенью прошлого года компания заметно активизировала свою деятельность в России, приступив фактически к возрождению местного представительства, в котором сейчас насчитывается 10 сотрудников. Она провела 11 июня в Москве пресс-конференцию, посвященную итогам деятельности CA в мире и в России в завершившемся 31 марта финансовому году, а также плана работы на будущее.
В ней приняли участие региональный менеджер CA по странам Центральной и Восточной Европы Борислав Янкович и глава московского отделения CA Константин Чикин (ранее несколько лет руководивший представительством Novell в нашей стране).
Вопросы мировой стратегии CA обсуждались на прошедшим в конце мая в Лас-Вегасе форуме CA World (см. PC Week/RE, № 21/2004, c. 30). Самое главное здесь заключается в том, что компания отказалась от идеи поставок комплексных систем управления предприятиями, которые определяли ее стратегическое позиционирование на мировом рынке ПО, и сконцентрировала внимание на ПО управления ИТ-инфраструктурой корпоративного уровня.
Для этого ей понадобилось решительно изменить всю свою продуктовую линейку, в частности, она продала другим компаниям бизнес-решения и в то же время приобрела несколько технологий для реализации платформы Enterprise Infrastructure Management, объявление которой было в центре внимания международного форума в Неваде. Краткие итоги сделанных преобразований можно выразить следующими цифрами: если еще два-три года назад в арсенале CA было около 2000 продуктов, то сегодня их немногом более 1000.
В качестве технологического подтверждения серьезности своих намерений CA представила три новых продукта: Unicenter Service Management (управление ИТ-услугами), Unicenter Wireless Site Management (управление беспроводными корпоративными сетями с использованием оригинальных методов обеспечения безопасности) и eTrust Vulnerability Manager (обеспечение безопасности систем, в первую очередь в плане защиты от внешних атак).
Однако одним из наиболее важных показателей положения компании на рынке являются финансовые результаты ее деятельности. Любопытно, что они были объявлены спустя несколько дней после окончания CA World, на что сразу обратили внимание обозреватели: обычно публичные корпорации сообщают подобные данные спустя 2—3 недели после окончания финансового года, а не через два месяца.
Причина этому весьма банальна: в последние месяцы компания пережила ряд громких скандалов, связанных с “азартным финансовым учетом” (проще говоря, приписками). В результате проведенных проверок оказалось, что реальные доходы на 2,2 млрд. долл. меньше, чем указывалось в отчетах за 2000-2001 гг. В итоге ряд топ-менеджеров оставили свои посты, а против некоторых возбуждены судебные дела.
Данные о результатах последнего финансового года, представленные в Москве, выглядят следующим образом: доходы за год выросли на 8% и составили в абсолютном выражении 3,276 млрд. долл.: расходы снизились на 2% (3,300 млрд. долл). Таким образом, компании почти удалось в этом году достичь безубыточности, и учитывая общую динамику (в последнем квартале была зафиксирована прибыль), можно предполагать, что CA преодолела полосу финансовых неудач*.
Абсолютные данные по бизнесу CA в России конечно же не приводились, но скорее всего они пока очень скромные — даже не по объему продаж, а о ее положению на нашем рынке. Ведь если, согласно данным IDC, компания занимает лидирующее место в мире в сегменте управления ИТ-инфраструктурой (9,5% рынка), то в России CA явно уступает своим конкурентам (IBM, HP). Именно поэтому, говоря о развитии бизнеса компании в России, г-н Янкович так обозначил главную задачу московского офиса: вхождение в группу лидеров местного рынка.
Динамика здесь наблюдается весьма обнадеживающая: за последний год поставки BrightStor ARCserver (ПО управления хранением данных) возросли на 52%, а eTrust – на 200%. Отрадным фактом является значительное расширение клиентской базы (очень сильные позиции технологии CA занимают, в частности, на железнодорожном транспорте), а также рост партнерской сети. Как известно, CA в своей работе поддерживает два уровня партнеров: прямые контакты с крупными системными интеграторами и работа с ИТ-компаниями через дистрибьюторские каналы.
На встрече с журналистами были названы довольно впечатляющие данные по российским партнерам (три дистрибьютора, 15 партнеров первого уровня и почти 200 второго). Но все же ближайший год у российского отделения CA будет посвящен качественному улучшению работы с системными интеграторами и продвижению в регионы. В ближайших планах также открытие центра сопровождения продуктов CA и развертывание серьезно образовательной программы в вузах. В качестве ориентиров на этот год Константин Чикин назвал расширение вдвое штата московского офиса и двойное увеличение объемов продаж.