В бюджете Пентагона на 2005 г. предусмотрены расходы в размере 4,1 млрд. долл. на производство 24 истребителей F-22; 4,3 млрд. долл. на разработку нового самолета F-35 (фактически он представляет собой уменьшенный вариант F-22); 2 млрд. долл. -- на самолет Super Hornet (версия истребителя F/A-18 с повышенной выживаемостью и большим объемом свободного пространства в корпусе для установки авионики) и 2,3 млрд. долл. -- на очередную атомную подводную лодку.

Большинство технологий, заложенных в эти решения, были разработаны 20--50 лет назад, и военные не очень довольны тем, что их финансирование продолжается, однако бюджет на эти работы выделяется по решению Сената США, далеко не всегда согласовывающего свои решения с МО.

*

Компания Lockheed Martin рассчитывает получить масштабный заказ ВВС США на обновление всей сетевой инфраструктуры военных баз. Бюджет соответствующего пятилетнего проекта Network Centric Solutions составит 9 млрд. долл.

*

Руководство ВВС США пытается сохранить бюджет системы спутниковой связи нового поколения Transformational Satellite (T-Sat), использующей лазерные каналы для обмена данными. Заложенные в бюджет 2005 г. 775 млн. долл. Сенат намерен сократить на 300 млн., призывая не торопиться с данным проектом и запустить хотя бы еще один спутник развиваемой с 2001 г. системы Advanced Extremely High Frequency (AEHF), расходы на которую составляют 2,7 млрд. долл.

Развертывание системы AEHF, функционирующей на чрезвычайно высоких частотах, должно начаться с 2007 г., а первых комплексов T-Sat -- с 2012-го. Но T-Sat более перспективна, так как способна обеспечить широкие полосы пропускания и поддерживать в 6--10 раз больший трафик, нежели AEHF.

*

Корпорация Northrop Grumman приступила к обновлению системы связи пунктов запуска межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III. Система обеспечивает взаимодействие между президентом США и стратегическим командованием и сотрудниками, ответственными за запуск ракет.

Через год все центры управления Minuteman III будут подключены к сети MEECN, а затем используемые в ней морально устаревшие аналоговые каналы связи до 2020 г. будут заменяться на более надежные.

*

По решению президента США 15 ракетных фрегатов и три крейсера американских ВМС будут переориентированы на задачи слежения за запуском баллистических ракет, а их бортовые комплексы состыкуются с наземными противоракетными системами. Пока эти корабли не могут сбивать аппараты в космосе, когда те движутся на среднем участке траектории, поэтому они будут оборудоваться ракетными комплексами SM-3, один выстрел из которых обходится в 11 млн. долл.

На двух фрегатах к октябрю уже установлено новое ПО, а все корабли займутся новыми обязанностями в 2006 г. На их переоборудование выделено 812 млн. долл.

*

Научная лаборатория ВВС США и НАСА запланировали ряд экспериментов по проекту Deployable Structures Experiment (DSX). Военные намерены спроектировать аппарат Evolved Expendable Launch Vehicle, способный выводить в космос объемные и сложные конструкции. Он, например, сможет в процессе полета сначала вывести метеоспутник на низкую орбиту, а затем переместиться выше и развернуть другое оборудование.

Проект DSX считается самым важным в космических экспериментах ВВС. Так, сеть космических радаров по наблюдению за движущимися наземными объектами, намеченная к вводу в действие в 2012 г., пока требует немалого количества спутников, сложна в эксплуатации и не способна охватить все области Земли.

Связано это с тем, что до сих пор не существует средств вывода крупных радарных антенн в космос, а технологии DSX потенциально способны решить эту проблему. Они также позволят собирать различные массивные конструкции непосредственно на орбите, устанавливать средства защиты спутников от радиоактивного излучения ядерных взрывов, измерять уровни радиации на высоте 10 тыс. км и их влияние на спутники на низких орбитах, использовать долгоживущие солнечные батареи большой площади и т. д.

Одновременно военные намерены совершенствовать дешевые ракеты для вывода в космос мелких устройств.

*

Руководство военного научного агентства передовых исследований DARPA выделяет пять ключевых направлений космических проектов:

  • быстрый и гибкий вывод техники на орбиту;

  • поддержка наземных тактических операций из космоса;

  • активная и пассивная защита космических объектов;

  • достижение превосходства в космическом пространстве;

  • блокировка действий противника.

Общий бюджет этих направлений составляет 750 млн. долл. Реализовываться они будут в основном с помощью мини- и микроспутников, которые имеют важное технологическое преимущество -- высокую маневренность на орбите. В этой связи особое внимание DARPA будет уделять отработке взаимодействия групп автономных аппаратов.

*

Компании Techsphere Systems International и Boeing создают технологию связи военных систем всех видов в условиях, где применение действующих решений невозможно. Передача цифровой информации, речи и видео будет происходить с помощью сетевых решений Boeing и высотных беспилотных аппаратов TSI (так называемых аэросфер, улучшенных вариантов аэростатов, способных подниматься на большую высоту).

*

Американский летающий радар E-8C, оборудованный комплексом Joint Surveillance Target Attack Radar System и способный за 180 км выявлять различия между гусеничной и колесной техникой, оборудуется системой Interim Capability for Airborne Networking (ICAN). Она дает возможность во время полета подключаться к Интернету и военным интранет-сетям через коммерческий спутниковый канал Inmarsat.

ICAN базируется на компьютере Ampro PC/104 и Linux и позволяет членам экипажа вести переговоры в чатах и обмениваться сообщениями э-почты. Ранее такой возможности не существовало, так как полоса пропускания каналов связи была мала, а бортовое оборудование не поддерживало IP-трафик. А ICAN работает с каналами от 9,6 до 48 кбит/с.

E-8C -- пока единственный самолет контроля и управления США, получивший доступ в Интернет. В дальнейшем ICAN будет устанавливаться на транспортные машины C-17s и C-130.

*

Компания Saab совместно с французской фирмой Dassault Aviation по контракту с шведским МО разрабатывает недорогой беспилотный боевой аппарат-невидимку Neuron. Бюджет проекта составил 300 млн. евро.

В Saab давно ведутся разработки воздушных роботов. Так, Sharc должен стать к 2020 г. основным ударным элементом шведской армии. В дополнение к ней создается экспериментальная платформа Filur, а всего в этой компании, принимающей активное участие в европейской программе по беспилотным аппаратам EuroMALE, спроектировано уже около десятка таких устройств.

*

Ученые Флоридского университета ухитрились задействовать мозг крысы для игры в симулятор самолета F-22. Выделенные ими 25 тыс. клеток мозга животного состыкованы через 60 каналов и переходное устройство с ПК, на котором запущена игровая программа. Эту естественную нейронную сеть удалось с нуля обучить уверенному управлению виртуальной машиной в любых моделируемых погодных условиях.

*

Корпорация Lockheed Martin состыковывает систему Airborne and Maritime Fixed Station Joint Tactical Radio System (AMF JTRS) с глобальной IP-шиной Пентагона Global Information Grid по поддержке сетевых военных операций. Система с бюджетом 1 млрд. долл. обеспечит военнослужащих ВМС и ВВС единой сетью программируемых радиостанций, которые способны работать в диапазонах от 2 МГц до 2 ГГц.

*

База ФБР Integrated Automated Fingerprint Identification System, хранящая сведения о 47 млн. криминальных происшествий (за последние 12 месяцев с ее помощью было выявлено 8 тыс. преступников), состыкована с базой Automated Biometric Identification System министерства внутренней безопасности США с отпечатками пальцев людей, нелегально пересекавших границу. В рамках проекта America Shield Initiative (ASI) обе базы стали доступны пограничникам во всех 136 сухопутных пропускных пунктах США и ряде морских портов.

В 75% обновленных точек проверки отпечатков пальцев прибывающих в Америку иностранцев используются сканеры фирмы Identix. Ранее процесс такой обработки занимал от 8 ч до 3 мес. -- изображения приходилось отсылать для анализа по почте или факсу. А теперь он сократился до 10 мин.

В следующем году ASI охватит все 400 морских и воздушных портов США, а затем начнется внедрение мобильных сканеров, с помощью которых полицейские смогут подключаться к этим БД непосредственно из патрульных автомобилей.

*

МО США приобрело лицензии на 4200 рабочих мест систем MetaFrame Presentation Server и MetaFrame Password Manager фирмы Citrix, которые будут применяться для Интернет-доступа к комплексу управления людскими ресурсами Military Personnel Data System, хранящему 1,7 млн. записей о сотрудниках министерства.

*

Тридцать камер наблюдения городского суда Нью-Йорка объединены в единую веб-систему управления и архивирования записей на базе Linux. Система, состыкованная с локальной сетью учреждения, основана на общедоступных решениях и обошлась заказчику в 500 тыс. долл., а стоимость коммерческих продуктов подобной направленности начинается с 750 тыс. К тому же в минимальной комплектации такие продукты не обладают функциональностью, которой удалось достичь, задействовав системы, свободно доступные в исходных текстах.

*

Министерство внутренней безопасности США выделило фирме TDI 1,4 млн. долл. на создание информационной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях инвалидов и людей с ограниченным слухом.

*

Фонд общественной безопасности США выделил грант в размере 121 тыс. долл. полиции округа Мэдисон (шт. Миссисипи) на развертывание системы, способной с точностью до 1 м определять координаты включенного сотового телефона. Действующие технологии позволяют вычислить только примерное местонахождение телефона с точностью, на порядки худшей.

*

Пожарный департамент Нью-Йорка выбрал систему StratosGlobal фирмы Stratos для проведения по спутниковым каналам видеопереговоров пожарных, действующих на месте происшествия, с городским управлением. Решение StratosGlobal работоспособно во всех районах города, в том числе и там, где обычные сотовые сети дают сбой.

С. Б.

Версия для печати