Иметь прибыльный бизнес в Сети мечтают многие, но далеко не у всех желающих достигается Эта манящая цель. Здесь главное — найти именно свою нишу и суметь ее занять. Большинство осваивают электронную коммерцию или строят бизнес на рекламе.
У некоторых фирм, даже самых успешных, на этот процесс уходят годы и конечно же немалые средства. К ним можно отнести и фирму “Яндекс”, запустившую в 1999-м популярную в Рунете одноименную поисковую систему www.yandex.ru.
Аркадий Волож: “В структуре доходов “Яндекса” 75% приходится на поисковую рекламу”
|
В середине марта компания “Яндекс” обнародовала итоги за прошлый год. По словам генерального директора компании Аркадия Воложа, популярный поисковик лишь в ноябре 2002 г. позволил выйти на самоокупаемость и с той поры стал приносить всё возрастающую прибыль. Так, если в 2002-м она составляла 1,7 млн. долл., то в 2004-м при обороте 17 млн. долл. чистая прибыль (после уплаты всех налогов) оказалась около 7 млн.
Аркадий Волож раскрыл “секрет” достигнутого успеха, который в перспективе, по его мнению, весьма устойчив. Основной нишей, позволившей фирме выйти на такие финансовые результаты, оказалась… скрытая направленная поисковая реклама продаваемых товаров. Он подчеркнул, что именно продаваемых, а не бренда на этапе ”раскрутки”.
Новая бизнес-модель, основанная на поисковой рекламе, очень действенна: сейчас у “Яндекса” тысячи рекламодателей — в основном представители малого и среднего бизнеса. В прошлом году услуги по такой рекламе были предоставлены 20 тыс. клиентам. А ведь несколько лет назад аналитики полагали, что основой успеха в Интернете должна служить медийная (баннерная) реклама.
Работает эта бизнес-модель так: продавец определенного типа (марки или серии) продукта, к примеру холодильника или телевизора, оплачивает его рекламу и ключевые слова. При запросе на поиск, в котором содержатся оплаченные рекламодателем слова, выдается ответ, в первых строках которого и появляется рекламная фраза со ссылкой на сайт, дающий описание рекламируемого изделия.
Например, на простой запрос в “Яндексе” — “купить лучший телевизор” — первым оказался такой ответ: “ЖК-телевизоры — это телевизоры будущего, и поэтому нет смысла задумываться над выбором, можно просто купить лучший телевизор — телевизор SHARP”. Это и есть направленная поисковая реклама. Очевиден и рекламодатель.
Далее в остальных ответах даются ссылки на Интернет-магазины, в которых можно приобрести запрошенную аппаратуру, реклама товаров других клиентов, а затем идут ответы по автоматически проиндексированным Web-страницам, в которых, кстати, тоже присутствует реклама о нужном товаре, но неоплаченная, поэтому и добраться до нее можно лишь после просмотра множества ответов.
Справа на Web-странице появляется рекламная информация о магазинах с такой продукцией, снабженная ссылками на их сайты. Таким образом, девиз на главной странице сайта: “Купи слова”, то есть заплати за такой вид рекламы, достаточно точно отражает ее суть.
Поисковой Интернет-рекламой широко пользуются не только в России, но и во всем мире. Ее объемы, по экспертным оценкам, за последний год удваивались и, например, в США достигли около 3 млрд. долл.
По сравнению с такой цифрой российский рынок Интернет-рекламы выглядит более чем скромно: в 2004 г. расходы на нее составили, по словам Аркадия Воложа, всего 40 млн. при годовом росте 90%. Из них на поисковую рекламу пришлось 15 млн. долл. (рост — 200%), на медийную (баннерную) — 25 млн. долл. (55%).
Как сказал г-н Волож, ежедневно “Яндексом” пользуются примерно 2 млн. человек, получая на свои запросы около 13 млн. ответов, среди которых десятки и даже сотни тысяч относятся к конкретным товарам. Например, каждый день обрабатывается около 100 тыс. информационных запросов по холодильникам, более 270 тыс. по телевизорам и т. д. ”Яндексом” проиндексировано более 445 млн. документов, находящихся во “всемирной паутине”.
Он уточнил, что в структуре доходов “Яндекса” 75% приходится на поисковую рекламу, 20% — на баннерную и лишь 5% — на платные сервисы.
По данным исследовательских компаний Gallup Media, ФОМ (“Фонд общественного мнения”) и “Комкон”, портал www.yandex.ru, является самым большим ресурсом в Рунете — к нему обращается (на начало 2005 г.) более 2,5 млн. человек; ежемесячно 16 млн. Интернет-пользователей просматривают около 850 млн. Web-страниц, представляемых им системой “Яндекс”.
При обнародовании финансовых результатов г-н Волож подчеркнул, что компания ведет полностью легальный бизнес и ее аудитором уже в течение пяти лет выступает известная международная аудиторская фирма Deloitte&Touche.
По данным spylog.ru на портал www.yandex.ru приходится примерно 50% поискового сегмента Рунета, далее идут Rambler (25%), Google (12%) и Mail.ru (5%).
Говоря о перспективах развития бизнеса в Интернете, Аркадий Волож отметил, что этому процессу будет способствовать усовершенствованный доступ в глобальную сеть благодаря внедрению широкополосного доступа и Wi-Fi. В этом направлении “Яндекс” реализует проект, имеющий маркетинговое значение, в рамках которого создана сеть хотспотов в ресторанах, кафе и клубах. Их число в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах уже перевалило за сотню. Главной целью этого проекта, по его замечанию, является не получение прибыли, а повышение уровня узнаваемости бренда компании.