КОЛОНКА РЕДАКТОРА
|
Принято считать, что наше время характеризуется "экспоненциальным ростом знаний". На первый взгляд - да, рост есть, но вот как его измерить? Число публикаций - не лучший показатель. Возможно, для этого нужно прежде всего попытаться определить, что такое знание. Знание, как некоторая совокупность фактов, накопленного опыта и его понимания, в определённых областях, безусловно, растёт, но происходит и обратное: во множестве других сфер нашей жизни теряется человеческий опыт, снижается то, что нынче называют экспертизой.
Кстати, со сменой компьютерных технологий множество знаний и навыков инженеров старшего поколения по работе, например, с лентопротяжками, аналоговыми компьютерами, инженерными пультами, съёмными магнитными дисками, перфокартами, перфораторами и многими другими устройствами ушло в историю, а то и потеряно вовсе. Вот-вот и гибкие диски исчезнут, а через пять лет дети будут спрашивать, что же такое CD-ROM или монитор с электронно-лучевой трубкой.
Не говорю уж о том, что за прошедший век бесследно исчезли сотни естественных языков. Из существующих обиходных языков одно за другим уходят в небытие понятия, которыми оперировали наши родители. Говорят, что в русском языке существовало около двухсот слов для описания неровностей дороги.
Кто сейчас припомнит чем "колдобина" отличается от "колдыбачины"? Все знают выражение "выпить на посошок", но ведь кроме него существовало ещё тринадцать тостов, следовавших в определённом порядке при прощании с гостями. :) Сколько диссертаций, в которые так никто и никогда не заглянул! Наконец, другая интересная проблема - изменение словарного состава языка. Английский язык за год изменяет свой состав на 1,5%. Это означает, что через 33 года человек говорящий по-английски не поймет половины используемых слов. А ведь кроме изменения словарного корпуса есть ещё и дрейф смысла слов.
Так и хочется применить к знаниям знаменитый закон Мэрфи: "Сумма разума на Земле постоянна, а население растёт". Глядя на массовое поглупление населения в ряде стран, в том числе и в России, в это тоже начинаешь верить. И проблема здесь не в исходном генетическом материале, а в деградации системы образования, в сокращении разнообразия и самобытности культур народов планеты, в разрушении национальной ментальности, внедрении технологий массовой манипуляции сознанием посредством электронных СМИ - интеллектуального рабства ХХI века. Взаимосвязи здесь иногда очень неожиданные. Так, излишняя натуральность детских игрушек резко снижает способность ребёнка фантазировать. Засилье рекламы на телевидении - порождает явление, которое названо клипповостью сознания у молодёжи, и т. д.
Конечно, нужно учитывать, что количество людей, работающих с информацией, постоянно возрастало, но вот объём знаний рос далеко не пропорционально им. Масса усилий расходуется на обслуживание и воспроизводство самой системы получения и накопления знаний - систему образования, издательское и библиотечное дело, средства распространения и доставки.
Так что же растёт и создаёт видимость прогресса? Экспоненциально растёт, на радость операторам связи, интенсивность информационного обмена. При этом качество такого обмена (его информативность), к сожалению, в целом падает. С этой точки зрения пропагандируемое "внедрение информационных технологий во все сферы культуры, науки и производства" мне представляется чрезвычайно опасным. Понятно, что при развитии этих тенденций неизбежный переход к постиндустриальной экономике породит массу лишних людей, к тому же неспособных к выживанию в естественных условиях.
Теперь уже легко представить, что всё содержимое бумажных библиотек планеты может быть оцифровано и доступно в Сети, что через Интернет, вероятно, можно будет получить десятки тысяч фильмов и записей теле- и радиопередач, учебных курсов и т. д.
Если рассматривать каждого человека как узел автопоэзной сети (биологическая сеть со специальным типом поведения - об этом см., например, книгу Фритьофа Капра "Паутина жизни"), то возможности людей по адаптации к новому социуму, похоже, повысятся, а способность добывать знание из реальной действительности - резко понизится.
Наблюдаемый переход человечества к постиндустриальному обществу характеризуется созданием универсальной системы представления знаний: статическое текстовое (книжное) представление (база культуры человеческой цивилизации), технология работы с которым отработана тысячелетиями, превращается в динамическое, гипертекстовое. Динамическое представление звука и видео, опыт работы с которыми и соответствующая культура накапливались всего лишь сотню лет, объединилось в виде мультимедиа с гипертекстом, да к тому же стало интерактивными. Сплошная конвергенция всего и вся.
В истории человечества появление новой среды представления знаний всегда вызывало сильнейшую ломку культурных традиций в сторону массовости - похоронив в своё время устный эпос, ускорив индустриальную революцию развитием книгопечатания и т. д.
Остаётся лишь разделить мнение Элдара Разроева, автора книги "Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг" (СПб.: "Профессия", 2003), что социальный ландшафт того, что получится в результате завершения всех происходящих ныне преобразований действительно видится с трудом.
С одной стороны, во всём этом есть какая-то безнадёга и фаталистическая обречённость на "прогресс", а с другой - в этом мире нет насилия: на всё, что с нами происходит, каждый так или иначе согласился.