Как мы помним, нынешний год для отечественного ИТ-бизнеса начался на весьма оптимистической ноте: 11 января Президент РФ В. Путин провел в Новосибирске совещание на тему создания в стране сети ИТ-технопарков (см. PC Week/RE, № 1/2005, с. 1), которое, как это ни пафосно звучит, претендует стать переломным моментом в истории развития отечественной отрасли информационных технологий. И хотя далеко не очевидно, как несколько технопарков, даже укомплектованных тысячами лучших программистов, сами по себе сумеют кардинально изменить состояние дел в индустрии, уже можно утверждать, что новосибирское совещание вывело ИТ в сферу высокой политики и послужило мощным детонатором ряда серьезных внутренних и внешних для ИТ-рынка процессов.
Итоги развития ИТ-рынка обсудили известные аналитики и директора компаний |
После январского анонса грядущих перемен на информационном поле наступило затишье, и кому-то могло показаться, что интересная идея растворяется в административной рутине министерств и ведомств. Но первая декада апреля наглядно продемонстрировала, что это далеко не так. Более того, проект технопарков, оставаясь флагом ИТ-перестройки, пополнился рядом не менее (а возможно, и более) конструктивных идей, фигурирующих в проектах концепций, которые стремятся стать законами. С 5 по 9 апреля в Москве прошло Всероссийское совещание по итогам работы отрасли информационных технологий и связи в 2004 г. (www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=3190), а с 6 по 8 апреля в Санкт-Петербурге состоялся представительный форум “IT-Summit’2005: встреча лидеров индустрии” (www.it-summit.ru). О том, как новые идеи воплощаются в жизнь, Леонид Рейман рассказал на открытом заседании Совета по ИТ при министре информационных технологий и связи РФ, проведенном в рамках питерского саммита. А благодаря присутствию на саммите владельцев и топ-менеджеров большинства крупнейших российских ИТ-компаний и глав представительств зарубежных корпораций — членов ассоциации АПКИТ сработал механизм обратной связи, и чиновники получили от первых лиц отрасли оценку ряда своих действий и пожелания на будущее.
Выступая в Санкт-Петербурге, министр был настроен весьма оптимистично. По его словам, уровень обсуждения связанных с отраслью ИТ вопросов за последний год существенно повысился: только на заседания правительства их выносили пять раз. “Сегодня меры поддержки участников рынка информационных технологий разрабатываются в разрезе синергии ИТ и телекоммуникаций”, — отметил г-н Рейман. По его словам, уже рассмотрено и одобрено три концепции и ведется работа еще над рядом концепций и программ. “Этим летом мы должны представить на рассмотрение правительства документ о создании в России ИТ-парков”, — добавил министр.
Леонид Рейман надеется, что предпринимаемые министерством усилия обеспечат 30%-ный ежегодный рост отечественного ИТ-рынка, в результате чего он к 2010 г. вырастет до 40 млрд. долл. и внесет существенный вклад в ВВП страны |
Саммит в Санкт-Петербурге продемонстрировал, что тема ИТ-парков вызывает живой интерес не только у офшорных программистских компаний, которым в них обещаны более чем льготные по нынешним меркам условия ведения бизнеса и формирования среды обитания. Создание исключительных условий в отдельных зонах напрямую задевает интересы и традиционных ИТ-компаний, которые получают возможность диверсификации своей деятельности на указанном государством направлении экспортных поставок софта, но при этом рискуют лишиться некоторых своих сотрудников, соблазнившихся финансовыми и социальными преимуществами жизни и работы в ИТ-парках. Поэтому собравшимся “ИТ-генералам” небезынтересно было услышать заявление министра о том, что подготовленный в МЭРТ закон о свободных экономических зонах не имеет прямого отношения к ИТ-паркам. “Этот закон более широкий. И из него вовсе не следует, что ИТ-парк должен функционировать в качестве свободной экономической зоны, — сказал г-н Рейман. — Мы уже нашли понимание у вице-председателя правительства Александра Жукова, что ИТ-отрасли нужны более гибкие механизмы поддержки”. В качестве таких мер министерство предлагает применять упрощенное либо вмененное налогообложение. “Сегодня под упрощенное налогообложение подпадают фирмы с годовым объемом реализации не более 20 млн. руб. Наше предложение заключается в том, чтобы эту категорию дополнить компаниями, занимающимися экспортом ПО и ИТ-услуг, не ограничивая их оборот данной суммой”, — сообщил министр. По задумке министерства, предприятия, желающие получить такие льготы, должны будут обратиться в специальный налоговый орган по аккредитации. Эти льготы будут действовать, пока компания сама от них не откажется либо не будет поймана на нарушении установленных правил. В таком случае налоги будут пересчитаны с начала учетного года. “В результате на налоговые льготы смогут претендовать компании, не пожелавшие работать в ИТ-парках, тогда как в законе об особых экономических зонах льготы предусмотрены только для участников технопарков”, — подчеркнул Леонид Рейман. Другая модель еще более проста, поскольку основана на взимании налогов пропорционально числу рабочих мест. Оба варианта предполагают освобождение от уплаты НДС и прочих налогов и должны привести к установлению эффективной ставки налогообложения порядка 6%.
Министр также рассказал, что господдержка ИТ-парков касается не только налоговых льгот, но и целевого госфинансирования создания инфраструктуры новых парков, разворачиваемых, что называется, “в чистом поле”. Под инфраструктурой понимаются дороги, тепло- и водоснабжение, электричество, связь и т. п. Строить на оборудованной площадке офисы, жилье и объекты спортивного и социального назначения, как ожидается, будут частные инвесторы. В качестве примера г-н Рейман привел Дубну и Новосибирск, где под ИТ-парки выделены земельные участки размером 400 и 200 га соответственно. “Мы никак не ограничиваем ни количество, ни месторасположение ИТ-парков. И мы положительно относимся к инициативам разных регионов, предлагающих выделить десятки таких площадок. Ведь если из десяти проектов состоится хоть один, будет очень хорошо”, — считает министр.
Леонид Рейман сообщил и о других мерах господдержки ИТ-компаний. В частности, для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий сферы информационных технологий их промоушеном за рубежом вменено в обязанность заниматься российским торгпредствам.
Он также отметил успешное сотрудничество министерства с ассоциацией АПКИТ в сфере разработки стратегии и призвал ИТ-бизнес к усилению такого сотрудничества, сославшись на то, что интеллектуальные ресурсы его ведомства ограниченны.
Надо сказать, что участники саммита приняли весьма живое участие в обсуждении затронутых г-ном Рейманом вопросов. Министр, в свою очередь, продемонстрировал готовность принимать высказываемые идеи. Так, ему понравилось предложение Марата Гуриева (IBM) о создании регулярно обновляемого рейтинга электронной готовности регионов, способного дать дополнительный импульс региональной информатизации. Леонид Рейман также признал, что в разрабатываемых министерством концепциях основным критерием успеха считается количественный рост на сколько-то процентов и не ставятся качественные задачи. Он также согласился с замечанием Александра Калинина (НКК) о том, что из-за специфики национального бюджета ИТ-компаниям приходится каждый год играть в тендерах даже по долгосрочным госпроектам. Сославшись на министра финансов А. Кудрина, г-н Рейман сообщил о готовящихся с 2006-го изменениях: бюджет будет приниматься на три года, что позволит ИТ-компаниям лучше планировать свой бизнес.
Согласен министр и с высказанными Игорем Агамирзяном (Microsoft) замечаниями о необходимости совершенствования некогда эффективной программы отбора молодых кадров и модернизации ведомственной системы образования. А вот профессору Андрею Терехову (СПбГУ и ЛАНИТ-ТЕРКОМ), пожелавшему узнать о существовании в министерстве стратегии поддержки отечественного производителя, он пояснил, что такой стратегии у министерства нет да и быть не может, учитывая требования к странам — кандидатам на вступление в ВТО. “Но это не означает, что мы не должны поддерживать российского производителя. Я считаю, что это надо делать в форме государственной программы, и только что выступил на этот счет на заседании правительства. В итоге в протокол включена запись с указанием Минпрому и Мининформсвязи сформулировать концепцию поддержки российского производства телекоммуникационного и ИТ-оборудования и программного обеспечения и внести свои предложения в правительство в месячный срок”, — сказал г-н Рейман. По его мнению, это позволит не просто провозгласить некую абстрактную поддержку, но выработать вполне конкретные механизмы ее осуществления.
Дополнительные разъяснения современной политики министерства участники саммита могли получить из общения с директором департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олегом Бяховым. По его словам, после январского совещания с участием Президента РФ в адрес министерства поступило свыше 50 предложений о создании технопарков — от губернаторов, представителей президента, мэров, региональных министров, ректоров вузов и других ответственных лиц. В связи с этим нынешней весной Мининформсвязи проводит с субъектами федерации ряд совещаний, направленных на то, чтобы объяснить суть проекта ИТ-парков, а также способствовать формированию в регионах единых предложений и прекращению игры в перетягивание каната между заинтересованными организациями. Как сообщил г-н Бяхов, в июле проект программы создания ИТ-парков должно рассмотреть правительство, а в августе планируется дать старт четырем пилотным проектам.
Он также объяснил суть разногласий Мининфорсвязи и МЭРТ. Первое выступает за упрощение налогообложения для всех, а последнее предлагает территориальный режим стимулирования “за забором”, не имеющий, по мнению г-на Бяхова, смысла как механизм стимулирования ИТ-отрасли, которая в целом ждет снижения единого социального налога и решения проблемы практической невозможности возврата НДС при экспорте ПО. Тем не менее создание ИТ-парков, считает представитель министерства, — очень правильный и нужный проект государственного масштаба, поскольку такие парки являют собой точки концентрации ИТ-ресурсов, без коих невозможно претендовать на действительно крупные аутсорсинговые ИТ-заказы. “Deutsche Bank, например, не рассматривает такие контракты на сумму менее 10 млн. евро. Но чтобы получить подобный заказ, надо показать наличие полутора тысяч исполнителей. Есть ли у нас такие компании? А вот ИТ-парки и должны обеспечить мгновенную консолидацию ресурсов такого масштаба,— сказал г-н Бяхов. — Мы видим в ближайшие пять лет открытое бизнес-окно для вхождения в мировой рынок ИТ-аутсорсинга, и решить эту задачу в такие сроки без госинвестиций невозможно”.
Дискуссия на тему ИТ-парков продемонстрировала, в частности, невысокий уровень доверия отечественного ИТ-бизнеса к заявлениям властей о готовности выделить реальные средства. Более того, в некоторых регионах в программе ИТ-парков местные компании усматривают угрозу собственному развитию. Так, в Екатеринбурге считают необходимым отреагировать на риск оттока из региона в ИТ-парки квалифицированных кадров и самоорганизоваться в некоммерческом партнерстве, способном коллегиально решить эту проблему.
Надо отметить, что нехватка кадров, с одной стороны, и “перегретость” рынка труда в ИТ-отрасли чрезмерно высокими, по мнению многих владельцев и директоров компаний, зарплатами и “летунами” — с другой, становится все более острой проблемой. Ее обсуждению на саммите было посвящено аж два круглых стола. Не оставили участники форума без внимания и такие вопросы, как оценка масштабов отечественного ИТ-рынка и состояния его отдельных сегментов, делегирование полномочий управления зачастую крайне персонифицированными российскими ИТ-компаниями профессиональным менеджерам, аспекты присоединения России к соглашению по общим критериям оценки ИТ-безопасности, и ряд других актуальных тем. Информацию, посвященную их обсуждению, исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев обещал в ближайшее время выложить на сайте ассоциации.