Пищевые предприятия отличаются непрерывным характером производства и большими объемами скоропортящейся продукции. В связи с этим топ-менеджменту особенно важно получать актуальную информацию о финансово-хозяйственной деятельности в режиме реального времени — только в таком случае он сможет оперативно управлять взаимоотношениями с клиентами и поставщиками и принимать обоснованные решения. Об этом на семинаре “Пути увеличения прибыли предприятий пищевой промышленности” рассказывали специалисты корпорации “Парус” и компании “РОЭЛ Консалтинг”.
Говоря о признанных во всем мире подходах к построению эффективной системы управления в компаниях холдингового типа, Галина Злобина, руководитель дирекции организационного строительства “РОЭЛ Консалтинга”, отметила, что прежде всего необходимо разработать правила общения головной (управляющей) компании и входящих в холдинг предприятий. Следующим шагом становится реструктуризация бизнеса на уровне группы фирм и отдельного предприятия. Согласно новой модели управления прописываются и регламенты принятия решений.
Такой подход позволяет увеличить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность компании, ее долю на рынке (в большой мере за счет сокращения удельных издержек на корпоративные функции, повышения инвестиционных возможностей внутри группы и т. д.). Галина Злобина привела интересные цифры: согласно международной статистике структура расходов успешно действующих компаний выглядит следующим образом: управленческие расходы — 60%, стоимость материалов — 30%, оплата труда — 10%. Для сравнения: в 1950-х—1960-х годах было 15, 35 и 50% соответственно. Эта статистика говорит о том, что роль грамотных управленческих решений в обеспечении эффективной деятельности предприятий сегодня является решающей.
Если построение модели бизнеса входит в “зону ответственности” консалтинговых компаний, то за своевременность сбора и обработки управленческой информации “отвечают” разработчики экономического ПО. Специалисты корпорации “Парус” рассказали, как с помощью управленческой ИС автоматизировать ключевые бизнес-процессы, учет и управление финансами, товарно-материальными ресурсами, кадрами.
Помимо ввода и обработки учетной информации на базе ИС “Парус” может быть построена система поддержки принятия решений. Это инструмент для руководителя, представляющий информацию по оперативному управлению бизнесом в наглядной, графической форме. Мониторинг и анализ деятельности предприятия можно вести по стандартным срезам — финансовому, клиентскому, производственному и кадровому. Система позволяет не только работать с консолидированной информацией, но и выявлять причины того или иного положительного либо отрицательного результата (независимо от того, чем они вызваны — сбоями в бизнес-процессах или некорректными действиями исполнителей).
О том, каких результатов удалось достичь благодаря построению комплексной системы управления на базе ИС “Парус”, рассказал Игорь Михеев, руководитель информационно-аналитического отдела Лабинского маслоэкстракционного завода. “Помимо функционала системы, — отметил он, — важно оценить, насколько эффективно ее могут использовать сотрудники предприятия, и постараться максимально задействовать все ее возможности.
Внедрение современной ИС на нашем предприятии позволило в два раза сократить время получения данных о финансовых результатах деятельности завода; за счет уменьшения складских запасов удалось увеличить коэффициент оборачиваемости по материалам с двух до 4,5, а по запасным частям — с 0,9 до 1,7. Служба маркетинга теперь может в почасовом режиме регулировать процессы продаж по каждому из пятидесяти наименований продукции. Такая информация позволяет своевременно корректировать ассортиментную политику предприятия”.
Кстати, управление ассортиментом и ценами (наряду с построением эффективной модели бизнеса и автоматизацией ключевых бизнес-процессов) является важным инструментом повышения прибыли. На предприятиях пищевой промышленности грамотная ценовая и ассортиментная политика имеет первостепенное значение. Лия Мавлюдова, ведущий специалист департамента маркетинговых технологий компании “РОЭЛ Консалтинг”, показала на примере Уфимского мясоконсервного комбината образец эффективного подхода к управлению ассортиментом и ценами.
Это позволило за полтора года в 11 раз повысить рыночную стоимость компании, вдвое увеличить рыночную долю предприятия и в 2,2 раза -- выручку от реализации; загрузка производственных мощностей возросла в 1,2 раза. Таких результатов удалось добиться за счет того, что в процессе планирования оптимального ассортимента и конкурентной ценовой политики принимают участие все “заинтересованные лица” — снабженцы и производственники, маркетологи и коммерсанты, финансисты и экономисты. Особое внимание уделяется сбору и обработке информации о неудовлетворенном спросе, анализу уровня розничной торговой наценки, составлению графика ценового позиционирования, анализу изменений в ассортиментной политике конкурентов. Благодаря этим мерам планирование ассортимента становится общей задачей менеджмента предприятия, а не одного-единственного подразделения.