Минувший год оказался удачным для компании “АйТи” — оборот в 2002 финансовом году достиг 49 млн. долл., рост составил 30%, что выше, чем темп роста российского рынка ИТ в целом, и больше, чем планировалось ранее (20—25%).
Видимо, проявляются результаты стратегии, обнародованной в конце 2001 г. Напомним, что тогда было объявлено об усилении роли системной интеграции, увеличении доли сервиса, расширении сети региональных отделений и переходе к новой модели управления, которая предусматривала выделение в дочерние компании некоторых направлений бизнеса и образование холдинга.
По словам председателя совета директоров “АйТи” Тагира Яппарова, эти изменения вызваны серьезными переменами на российском рынке ИТ, особенно корпоративном. Раньше (в 1990—1994 гг.) главное направление его развития было связано с поставкой продуктов, затем (в 1995—1997-м) их внедрение вызвало спрос на сервисы, а потом (в 1996—2003 гг.) возникла потребность в решениях. И вот теперь создание интегрированных решений — основная движущая сила рынка.
Параллельно и сам корпоративный рынок менялся, становился более зрелым и консолидированным: завершено формирование холдингов, между ними растет ожесточенная конкуренция, расширяется присутствие западных компаний в России и российских — на Западе.
В результате этих перемен у заказчиков значительно вырос интерес к интегрированным ИТ-решениям, способным поддерживать все задачи корпоративного управления. Как отметил генеральный директор “АйТи” Игорь Касимов, в минувшем году компания целенаправленно формировала ресурсы, необходимые для удовлетворения этих запросов. Так, были созданы два новых центра компетенции по продуктам Cisco и решениям для обеспечения информационной безопасности. Продолжалось расширение региональной сети — открыты еще пять представительств; всего их стало 16.
Как подчеркнул г-н Касимов, сейчас эта сеть охватывает территорию, на которой производится более половины валового продукта России. “Мы стремимся присутствовать во всех активных регионах”, — заявил он.
Продолжалось преобразование “АйТи” в холдинг: в 2002 г. созданы компании “Аплана”, работающая в области заказной разработки ПО, и “AVA Дистрибуция”, специализирующаяся на производстве и поставке пассивного сетевого оборудования. Вместе с выделенными раньше “Арсеналом” и “Мобико” у “АйТи” стало четыре “дочки”.
Эти перемены нашли отражение в изменении структуры доходов по направлениям бизнеса. Так, за год практически вдвое выросла доля сервиса (с 5 до 11%) и программных решений (с 10 до 18%). А основная часть дохода приходится на инфраструктурные решения — 62%. Вырос масштаб проектов, выполняемых компанией.
Сосредоточившись на сложных проектах, “АйТи” смогла в минувшем году привлечь крупнейших заказчиков с территориально распределенной и холдинговой структурой: МНС, ПФ РФ, ТНК, Юкос, “Русский алюминий” и др.
И планы на будущее у компании связаны с переменами на рынке. “Мы видим, что рынок движется в сторону интегрированных решений и аутсорсинга, растет роль экспертизы”, — отметил г-н Яппаров. Поэтому в текущем году “АйТи” будет фокусироваться на развитии технологий (в области инфраструктуры, бизнес-приложений и услуг), необходимых для разработки и внедрения корпоративных ИС, на расширении своей региональной инфраструктуры и на создании системы обеспечения высокого качества решений. “Мы ориентируемся на региональные проекты и будем вкладывать в это направление существенные инвестиции”, — заявил г-н Яппаров. Продолжится выделение компаний.
Сейчас готовится вывод продуктовых направлений (“БОСС-Кадровик”, “БОСС-Референт” и других), но когда это произойдет, пока неизвестно. Преобразование в холдинг необходимо для достижения более высоких темпов развития бизнеса, что невозможно в пределах одной компании. В целом “АйТи” полна оптимизма и планирует в ближайшем году увеличить оборот еще на 30%.