Несмотря на то что российский рынок бухгалтерского ПО уже давно насыщен и поделен между десятком крупных и множеством мелких разработчиков, еще находятся смельчаки, готовые померяться силами со старожилами. Это доказала компания “Высший сорт” (ВС), входящая в холдинг e-Style, выпустив программу “ВС:Бухгалтерия”.
Очевидно, что выйти на сложившийся рынок можно только с помощью агрессивной маркетинговой стратегии. Именно такой план и представил “новичок”.
По словам коммерческого директора Ярослава Бурденко, начиная с 19 мая их продукт будет совершенно бесплатно распространяться по самым различным каналам: через банки, партнерскую сеть e-Style и R-Style (учредителя e-Style), поставщиков компьютеров, Интернет, подписные издания. Правда, при этом речь идет лишь об однопользовательской версии “ВС:Бухгалтерия”.
Кроме того, бесплатно будет проводиться обновление программы (через партнеров или Интернет) и поддержка по электронной почте (в течение полугода). В компании надеются, что такую помощь оценят многие организации, не имеющие технических специалистов. Должна им также понравиться и простота решения в установке, настройке и использовании, и его широкие функциональные возможности — средства бухгалтерского, управленческого, складского и кадрового учета, открытая среда разработки, позволяющая любому специалисту менять функциональность программы в соответствии с требованиями организации. И хотя генеральный директор фирмы Вячеслав Рудников признал, что в текущей версии реализованы далеко не все перечисленные функции, он твердо пообещал, что они появятся в течение года в следующих выпусках.
Предполагается, что в этом году общий тираж однопользовательской “ВС:Бухгалтерии” достигнет 1 млн. копий (без учета экземпляров, загруженных через Интернет). В ВС понимают, что далеко не все те, кто получит программу, захотят с ней работать, но надеются, что 5—10% потенциальных пользователей все-таки решатся на это.
В качестве доказательства они приводят результаты маркетингового исследования (полученные путем опроса бухгалтеров более тысячи малых предприятий), показавшие, что 19% респондентов согласны заменить текущую бухгалтерскую систему на более дешевую.
Но очевидно, что продвигая бесплатно одно, вы должны зарабатывать на чем-то другом. Для этого предназначена сетевая версия “ВС:Бухгалтерии”, которая поступит в продажу 1 июня по цене от 550 (на двух—четырех пользователей) до 1290 долл. (более 10 пользователей). Она рассчитана на организации с несколькими бухгалтерами, а таких, по данным того же маркетингового исследования, немало (64% малых предприятий имеют от двух до пяти бухгалтеров и 6% — более пяти). Для ее распространения “Высший сорт” собирается не только использовать партнерскую сеть R-Style, но и сформировать собственную.
Кроме того, по словам Вячеслава Рудникова, они надеются зарабатывать на поддержке однопользовательской версии (190 долл. в год) и продаже дополнительных модулей собственной разработки. Кроме того, предполагается создание сообщества разработчиков таких модулей. Компания будет сертифицировать эти продукты на совместимость с “ВС:Бухгалтерией” и распространять по своим каналам.
Таким образом, идея продвижения новой бухгалтерской программы очень напоминает классическую стратегию фирмы “Жиллетт” — бесплатно раздавать станки для бритв и зарабатывать на продаже лезвий. В данном случае в качестве станков выступает однопользовательская “ВС:Бухгалтерия”, а в качестве лезвий — сетевая.
По-видимому, компания собирается за счет бесплатного и массового распространения привлечь внимание к новой программе, чтобы с лихвой возместить эти усилия, продвигая ее сетевую версию. Недаром, по оценке г-на Рудникова, проект должен окупиться уже к концу следующего года. Удастся ли это, покажет жизнь. А пока радует то, что наши неизбалованные вниманием малые предприятия получат помощь в виде бесплатной бухгалтерской программы. Правда, реальную пользу она принесет только в том случае, если будет обеспечена эффективная поддержка и своевременное обновление в соответствии с изменениями в законодательстве.