Чуть больше года прошло с того момента, как начался процесс слияния двух гигантов компьютерной индустрии — Hewlett-Packard и Compaq. Тогда, в мае 2002 г., никто с полной уверенностью не мог предсказать последствия крупнейшей из подобных сделок, так или иначе затронувшей интересы огромного количества акционеров, партнеров и заказчиков обеих компаний.
С одной стороны, она обещала рождение мощной структуры, претендующей на безоговорочное лидерство в целом ряде ИТ-сегментов, с другой — давала шанс конкурентам на увеличение рыночной доли, ибо, как отмечали многие аналитики, практически никогда объединенным компаниям не удавалось сохранить за собой доли рынка вошедших в их состав фирм.
Питер Блэкмор: “HP имеет очень четкую концепцию развития в будущем, обладает всем необходимым для достижения успеха” |
Теперь, по завершении годичного этапа перестройки компании, о результатах можно говорить более определенно. Эта тема, в частности, была затронута во время недавнего визита в Москву исполнительного вице-президента подразделения корпоративных компьютерных систем HP Питера Блэкмора.
“За двенадцать последних месяцев мы смогли интегрировать компании и добиться того, что планы развития наших продуктов и решений стали абсолютно ясны нашим заказчикам, — заявил он во время беседы с представителями прессы. — Теперь они понимают, как будет происходить переход от тех архитектур, с которых мы начали слияние, к тем, которые HP намерена развивать в долгосрочной перспективе.
Причем в течение всего этого периода нам удалось сохранить тесные отношения с заказчиками, что мы считаем очень важным фактором успешной деятельности”.
Совершенно очевидно, что HP в результате слияния c Compaq перешла в иную весовую категорию и сейчас обладает более широким набором продуктов и услуг.
Оптимизация структуры объединенной компании, согласно официальному заявлению, уже привела к сокращению годовых издержек на 3,5 млрд. долл. вместо запланированных к концу следующего года 2,5 млрд. долл. Компания ныне присутствует в 150 странах мира, что также важно для ее развития.
Все это повысило конкурентоспособность HP на мировом рынке и позволило ей добиться заметных успехов в ряде сегментов. С III квартала 2002 г. она лидирует на рынке систем хранения, а в I кв. 2003-го вышла на первое место по объему продаж серверов.
Одновременно HP ведет упорную борьбу с Dell за лидерство на рынке персональных компьютерных систем и укрепляет свое сервисное подразделение. В мае она объявила о подписании договора с Procter & Gamble сроком на десять лет, согласно которому последней будут предоставлены услуги аутсорсинга на сумму в 10 млрд. долл.
Аналогичный контракт на сумму в 600 млн. долл. заключен с Ирландским банком (Bank of Ireland). Еще по одному контракту, на 100 млн. долл., HP реализует в Северной Ирландии крупнейший мировой проект дистанционного обучения Classroom 2000.
Изрядные средства (около 4 млрд. долл.), как отметил г-н Блэкмор, HP вкладывает в исследования и разработки, в частности в создание серверов на базе процессоров Intel Itanium и систем хранения с новой архитектурой, позволяющей организовать открытые сети хранения данных.
Значительная часть этих средств также идет на развитие ПО, которое должно обеспечить эффективное управление ИТ-ресурсами предприятия. “Все это позволяет нам с уверенностью смотреть вперед”, — заявил исполнительный вице-президент подразделения корпоративных и компьютерных систем HP.
Упрочению положения компании на рынке, по мнению ее руководителей, должна способствовать и недавно выдвинутая ею концепция адаптивного управления инфраструктурой предприятия (Adaptive Enterprise). “Идея заключается в том, чтобы создаваемая инфраструктура позволяла предприятиям быстро менять условия своей деятельности и адаптироваться к требованиям бизнеса.
При таком подходе можно более полно использовать серверные ресурсы, системы хранения данных и всю ИТ-инфраструктуру в целом, а значит, снизить стоимость владения ею”, — пояснил Питер Блэкмор.
Концепция базируется на тех возможностях, которые открывают перед заказчиком ПО OpenView и аппаратное обеспечение с функциями интеллектуального управления и виртуализации ресурсов вкупе с набором услуг сервисного подразделения HP.
В рамках этой инициативы компания реализовала в ПО OpenView два нововведения. В нем появились средства виртуализации ресурсов (как в среде Unix, так и в среде Linux), необходимые для перехода предприятия от фиксированных закупок оборудования к модели “коммунальных платежей”, а также функция “самозалечивания”, обеспечивающая прогнозирование и предупреждение сбоев в системах еще до их возникновения.
Кроме того, HP подготовила решение Utility Data Center (UDC), которое позволяет организовать эффективное взаимодействие нескольких центров обработки информации, равномерно распределяя нагрузку между ними и максимально быстро адаптируясь к изменениям бизнес-задач. В настоящее время это решение опробуется в ряде пилотных проектов.
Как признал Питер Блэкмор, концепция адаптивного управления инфраструктурой предприятия, по сути, нацелена на те же задачи, что и программы Computing Capacity on Demand корпорации IBM и N1 фирмы Sun Microsystems. “Различия же заключаются в подходах компаний, — пояснил он, — и в их возможностях удовлетворить потребности заказчиков.
Я могу совершенно определенно заявить, что у Sun Microsystems таких возможностей не хватает. У HP и IBM они есть, но у нас разные архитектуры и разные подходы. У HP подход более открытый: наше оборудование позволяет использовать программное обеспечение независимых разработчиков, тогда как IBM стремится ориентировать заказчиков на применение только ее продуктов.
Кроме того, мы обладаем гораздо большим объемом интеллектуальной собственности. По данным компании Gartner, в этом отношении HP опережает IBM на 18 месяцев, что является огромным преимуществом в мире информационных технологий”.
Вполне очевидно, что по истечении первого года с момента начала реорганизации компании ее руководители демонстрируют уверенность в правильности выбранного курса. В частности, Питер Блэкмор заявил, что HP “...удалось успешно завершить слияние компаний и подтвердить свое лидерство на ИТ-рынке”.
Однако в данном случае, видимо, правильнее говорить о создании компании, которая может претендовать на роль лидера ИТ-индустрии. Пока HP только приблизилась по суммарному объему доходов к IBM (72 млрд. долл. у HP против 81 млрд. долл. у IBM), а по показателю рыночной капитализации уступает ей примерно втрое.
Тем не менее основная интрига, безусловно, ожидает нас впереди, и базируется она как раз на серьезных различиях двух компаний с глобальными возможностями (именно так их определил Питер Блэкмор), опирающихся на разные бизнес-модели, имеющих разные структуры и во многом по-разному смотрящих в будущее.
Мировой рынок серверов |
А это значит, что успех той или иной компании во многом зависит от того, чью концепцию предпочтут потребители. Скажем, в настоящее время HP и IBM остро конкурируют на рынке серверов (см. диаграмму), продвигая разные аппаратные платформы, и чем закончится это противостояние, предсказать трудно.
Выход HP в лидеры по результатам I кв. 2003 г. скорее всего обусловлен традиционным для IBM снижением продаж после предновогоднего рывка. Не исключено, что уже во II квартале картина изменится, как она изменилась на рынке персональных компьютерных систем, где после временного лидерства HP в IV кв. 2002 г. первое место вновь вернула себе корпорация Dell.
В области ПО, по мнению аналитиков, позиции IBM сегодня сильнее, чем у HP. Основу для этого создает более широкий ряд собственных продуктов, таких, как Lotus, WebSphere и Tivoli, и вовсе не факт, что потребители предпочтут открытый подход HP, ориентирующий их на ПО разных производителей, вместо того чтобы взять все из одних рук.
Наконец, несмотря на то что HP серьезно укрепилась на рынке ИТ-услуг, выйдя в мировом рейтинге на третье место, несомненным лидером здесь пока является IBM, и вряд ли она без боя уступит свои позиции.
На самом деле составляющих, способных склонить чашу весов в сторону той или иной компании, гораздо больше. Одной из таких составляющих, например, является эффективность политики компаний в различных регионах.
Скажем, в России HP серьезно опережает корпорацию IBM и уже к концу финансового года, который завершается в конце октября, рассчитывает, по словам Роберта Беллманна, генерального директора представительства HP в России и директора подразделения персональных компьютерных систем, выйти на оборот в 700 млн. долл., что на 100 млн. долл. превысит результат предыдущего года.
Кстати, именно в России, как свидетельствуют данные IDC, HP удалось опровергнуть распространенное мнение о том, что в результате слияния компаний не удается реализовать равенство 1+1=2. Так, по результатам 2001 г. на рынке персональных компьютерных систем HP и Compaq совместно удерживали долю в 13% в денежном выражении и 7% — в штучном.
Таковыми эти доли остались и в 2002 г. у объединенной HP. Более того, в сегменте серверов со стандартной Intel-архитектурой компании удалось увеличить свою долю с 32 в 2001 г. до 35,5% в 2002-м.
Схожая картина наблюдается по рынку серверов в целом, где отмечен рост доли HP с 30 до 36%, и в сегменте дисковых систем хранения (увеличение доли с 34 до 35%).
Как бы то ни было, отвлекаясь от безусловно интересного спора за абсолютное лидерство между крупнейшими ИТ-компаниями, мы должны признать, что в результате слияния HP обрела новое дыхание и теперь способна решать очень серьезные задачи.
Некоторые из ее давних партнеров, изначально ориентированные на двух поставщиков и выбравшие ранее в качестве таковых HP и Compaq, очевидно, столкнулись с определенными неудобствами, связанными с необходимостью выбора второго вендора, но зато теперь, как отметил Роберт Беллманн, все заказчики HP могут воспользоваться расширенным набором продуктов и услуг и опереться на партнера, позиции которого в мире изрядно укрепились.
С учетом общей ситуации на мировом ИТ-рынке это обстоятельство имеет весьма важное значение.