Очередное обсуждение темы международного сотрудничества в области информационных и коммуникационных технологий состоялось 25 июня в пресс-центре МИД России.
В пресс-конференции по этому вопросу приняли участие заместитель министра иностранных дел А. И. Денисов, заместитель министра по связи и информатизации Д. М. Милованцев, а также представители ассоциации АПКИТ и Фонда содействия развитию ИТ. К сожалению, увеличение числа выступающих далеко не всегда приводит к повышению информативности мероприятий. Более того, порой наблюдается ее снижение. Нечто подобное наблюдалось и на этот раз.
Судя по всему, основной целью встречи был рассказ о плодотворной деятельности Минсвязи на мировой арене. Говоря об успехах, представитель министерства сообщил, что 2002-2003 годы стали рекордными по количеству и значимости мероприятий в области международного сотрудничества.
Далее последовала информация о различных конференциях, круглых столах и пр.
Конечно, подобные представительские международные мероприятия необходимы, и вполне вероятно, они смогут поспособствовать расширению деловых контактов российских бизнесменов с западными партнерами.
Но все же эффективность сотрудничества определяется не количеством презентаций и встреч, а совсем другими показателями, в частности объемом экспортно-импортных операций. К сожалению, к обсуждению проблемы в таком, более конкретном, аспекте представители обоих министерств были явно не готовы.
В этом плане очень показательной стала развернувшаяся на пресс-конференции дискуссия о технопарках. В ходе обсуждения данной темы количество реализуемых проектов было “понижено” с первоначальных 10—20 до одного-двух.
Но главное, чиновники так и не смогли объяснить, что понимается под самим термином “технопарк” — особые экономические зоны, обычное строительство офисов или что-то еще.
Отвечая на один из вопросов, г-н Милованцев отметил, что, хотя основной объем деятельности подопечных министерству связи предприятий приходится на телекоммуникации, перспективы продвижения на мировой рынок сегодня связываются в первую очередь с информационно-компьютерным, более того, софтверным сегментом.
В устах разных докладчиков нынешний объем российского ИТ-экспорта колебался от реальных 200 до мифических 500 млн. долл. При этом основной акцент традиционно делался на большой экспортный потенциал отечественной компьютерной отрасли и давались очень уверенные прогнозы — увеличение в три раза к 2006 г. и в 10 раз к 2010-му.
Правда, по поводу перспектив на текущий год комментарий был довольно странный: “Делать краткосрочный прогноз гораздо сложнее”.
Что же сдерживает реализацию потенциала, о котором говорится уже не первый год? Глубокого обсуждения здесь не получилось, но некоторые мнения были все же высказаны. Заместитель министра иностранных дел, например, назвал законодательные барьеры США на пути экспорта-импорта высоких технологий.
Но актуальность этого вопроса представляется не столь существенной: в обсуждениях представителей ИТ-бизнеса действительно часто звучат упреки в адрес законов, но только не иностранных, а российских.
Президент группы компаний Verysell Михаил Краснов, отвечающий в АПКИТ за международное сотрудничество, высказал мнение, что российский бизнес сегодня отстает от возможностей, открывающихся на мировом ИТ-рынке. Наверное, это так. Но отметим, что данный тезис вступает в противоречие с заявлениями о большом отечественном потенциале.
То же самое можно сказать и по поводу сетований на недостаточную активность иностранных инвесторов, отсутствие венчурных фондов и пр. Конечно, прямые встречи деловых партнеров могут способствовать повышению доверия, расширению знаний о зарубежных рынках.
Но все же решающую роль играют другие объективные факторы — благоприятный экономический климат, стабильность и исполнение законов, гарантии инвестиций. Наверное, в их обеспечении и заключается роль государства и его министерств в развитии ИТ-индустрии, в том числе на зарубежных направлениях.