На Кольской АЭС уделяют большое внимание охране живой природы
<p>

На Кольской АЭС уделяют большое внимание охране живой природы

На Кольской атомной электростанции завершен первый этап внедрения системы компании "Парус" для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. Это событие совпало с празднованием 30-летия АЭС.

Для молодой отрасли атомной энергетики это почтенный возраст, однако он не помешал станции занять первое место на отраслевом конкурсе Минатома.

Одна из причин достижения успеха — внедрение информационных технологий. Как рассказал заместитель директора по экономике Кольской АЭС Евгений Никора, проект стартовал в октябре 2000 г.

Тогда станция была самостоятельной организацией и перед ней стояли традиционные задачи: повысить управляемость и уйти от "лоскутной" автоматизации.

Но затем началась реорганизация отрасли, в результате которой в прошлом году все АЭС стали филиалами концерна "Росэнергоатом". В связи с этим возникли новые задачи: обеспечение прозрачности финансовых потоков, интеграция с информационной системой "Росэнергоатома", улучшение финансовых показателей, а также управление инвестициями.

При выборе программного продукта учитывались не только его функциональные способности, но и возможность внедрения в удаленном месте — станция расположена далеко от населенных пунктов.

Одним из решающих аргументов в пользу "Паруса" стало наличие в Мурманской области компании-интегратора NetSL, которая выполнила установку и теперь поддерживает систему. На первом этапе реализовано управление движением товарно-материальных ценностей. Это позволило станции решить важную задачу.

Ведь у каждой АЭС на первом месте стоят вопросы безопасности. Для этого необходимо грамотно осуществлять планово-предупредительные ремонты. ПО "Парус" дает возможность представлять в форме отчетов первичную и аналитическую информацию о потребностях в материалах и оборудовании для проведения ремонта и их использовании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и составе товарно-материальных ценностей на складах и объемах неликвидов.

Корпоративная информационная система установлена на 120 рабочих местах в 20 подразделениях станции. Как рассказал начальник отдела АСУ Кольской АЭС Виктор Антуфьев, уже ощущается эффект от внедрения системы "Парус".

Президент корпорации

Президент корпорации "Парус" Александр Карпачев (слева) передает директору Кольской АЭС Юрию Коломцеву штурвал для управления информационной системой

Так, решены проблемы с бухгалтерской отчетностью — раньше периодически возникал аврал, а теперь идет плановая работа; упростился доступ к отчетной информации — до появления системы все хранилось на бумаге и трудно было найти то, что нужно, а сейчас это не проблема; сократились временные затраты — прежде подготовка только одного отчета о капитальных вложениях занимала 15 дней, теперь — 15 минут; ускорился обмен информацией — станция занимает большую территорию, и приходилось разносить бумажные документы между корпусами, а сейчас они передаются по сети.

Евгений Никора добавил, что проведенная в ходе внедрения системы реорганизация бизнес-процессов позволила улучшить управление станцией, в результате чего удалось более чем на 30% сократить число дублирующих заданий и на 10—15% — складских запасов на ремонтные нужды.

Затраты на ПО и услуги консалтинга на первом этапе составили 300 тыс. долл., а до конца года станция собирается вложить в продолжение проекта еще 200 тыс. долл. В настоящее время идет второй этап, в ходе которого будут установлены средства управления услугами подрядчиков (20—30 рабочих мест), параллельно изучаются возможности создания системы контроля инвестиций и управленческого консалтинга.

Но главным результатом специалисты станции считают подготовку персонала — удалось сформировать коллектив, способный реализовать сложные проекты, тем более что они уже на подходе.

Дело в том, что "Росэнергоатом" также готовится к внедрению информационной платформы. Как рассказал исполнительный директор концерна Сергей Иванов, при выборе системы в первую очередь учитывались особенности этой организации: во-первых, размеры, ведь это самое крупное государственное унитарное предприятие в стране, а во-вторых, структура — филиалами "Росэнергоатома" являются десять АЭС, каждая со своей спецификой.

При этом нужно решить две главные задачи: обеспечить информационные и коммуникационные возможности для управления концерном во время реорганизации и сохранить ранее сделанные инвестиции в ИТ (на каждой станции используются свои технологии).

Для этого необходима интеграционная платформа, состоящая из корпоративного портала, системы автоматизации управляющих бизнес-процессов и средств интеграции существующих систем. Такой подход, по словам г-на Иванова, позволяет минимизировать расходы за счет сохранения инвестиций в ИТ и вводить ИС поэтапно.

По этим критериям "Росэнергоатом" провел анализ предложений на рынке и выбрал SAP R/3. На стороне этого продукта такие преимущества, как отсутствие предоплаты, полная локализация и адаптация к потребностям энергетических комплексов.

В качестве первопроходца по внедрению системы SAP выбрана Кольская АЭС. Но при этом, подчеркнул г-н Иванов, уже установленные решения, в частности "Парус", будут продолжать развиваться. И хотя поддержка нескольких систем требует дополнительных затрат, это нужно для обеспечения безопасности АЭС.

Концерн собирается вложить в создание интегрированной системы несколько миллионов долларов и надеется получить результат через два года. Предполагается, что к этому времени в стране уже будет сформирован рынок электроэнергии, а стало быть, без такой системы будет трудно принимать оперативные решения в рыночных условиях.

Версия для печати