Однажды я попробовал посчитать, сколько ребят из самой обычной львовской школы имеют дома компьютер. Счастливчиков оказалось процентов десять. Завсегдатаев компьютерных клубов, как выяснилось, было раза в три больше.
Итак, в среднестатистической школе работать на компьютере могут в лучшем случае 50% детей. Благосостояние семей в странах СНГ сейчас таково, что очень многие молодые люди лишены возможности приобщиться к достижениям науки и техники, в частности, таким , как компьютер и Интернет.
Содержание материалов в газетах и журналах, освещающих события в мире компьютеров и сопредельных с ними областей жизни современного общества, вызывает опасение: если самым решительным образом не осуществлять компьютерное просвещение граждан и не начинать делать это с самого раннего возраста, мы окажемся у очередного “разбитого корыта”.
Что я имею в виду, говоря о содержании литературы, посвященной сверхактуальной теме — информационным технологиям. В первую очередь — это ужасающее количество научных терминов, которые требуют понимания и умения их применять.
А во-вторых, — засоренность лексикона компьютерщиков словами, вовсе не являющимися научными или техническими терминами, их в свое время просто забыли перевести, и они, к сожалению, стали обязательными “завсегдатаями” статей и сообщений в газетах, журналах, ТВ-передачах, на Интернетовских страницах.
Увы, очистить язык компьютерных изданий скорее всего не удастся, поэтому надо как можно ранее учить детей понимать этот компьютерный “суржик”.
И найти-таки возможность избавить от него русский язык, на котором будут общаться будущие поколения пользователей компьютеров.
Еще более значимой причиной необходимости раннего обучения детей азам информатики является завоевание компьютерной техникой все новых и новых объектов, где работают выпускники учебных заведений самого разного уровня.
Придя на такой объект, выпускник, который в школе имел возможность в лучшем случае ознакомиться с азами ИТ (об усвоении на необходимом уровне и речи быть не может, не стоит беззаветно доверять оценкам в аттестате), очень скоро может быть уволен из-за неумения работать на компьютере.
А сколько претендентов на хорошее место отказываются от него, узнавая, что от них требуется это умение.
Вот почему работники просвещения, в первую очередь учителя информатики, прогрессивно мыслящие администраторы, шефы учебных заведений, ищут возможности приблизить компьютерную базу школ к достойному для сегодняшнего дня уровню.
Во Львове такими подвижниками компьютерного просвещения являются Шах М. Г., первым в городе создавший в СШ № 30 первоклассные компьютерные классы; его последователь Крупник П. М., директор СШ № 97, который вместо традиционного трудового обучения ввел в 10—11 классах курс “Компьютер и офис”; учитель-энтузиаст Дуда П. С., начавший обучение информатике с 8-го класса; учительская чета Орловых из СШ № 77, которые создали и первыми апробировали свою авторскую программу “Компьютер и малыш” для младших школьников.
Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование учебного материала на основе этой программы для учащихся 1--3 классов.
МАЛЫШ И КОМПЬЮТЕР
Специализированная экспериментальная программа для учащихся 1—3 классов на основе развивающей системы обучения
Цель курса — овладение младшими школьниками элементарными навыками работы на ПК, пробуждение у них интереса к практическому их использованию, усвоение малышами элементарных понятий, на основе которых будут формироваться их дальнейшая компьютерная грамотность и культура, представления об основных правилах и возможностях работы с ПК, его роли в современном мире, перспективах использования в быту, производстве, обучении.
Освоение курса создает предпосылки для изучения других общеобразовательных предметов на качественно ином уровне. Предполагается сочетание теоретических и практических занятий, а также проведение интегрированных уроков. По возможности класс целесообразно делить на группы.
Для проведения уроков используются следующие средства:
- клавиатурный тренажер;
- текстовые, графические, музыкальные редакторы.
Задачи курса:
- научить школьников сознательному, правильному использованию ПК;
- формированию умения полноценно воспринимать информацию, использовать ее с определенной целью;
- формирование навыков самостоятельного поиска информации и отображения ее с помощью ПК;
- развитие компьютерной культуры как составной части программы обучения;
- воспитание на основе курса гражданского, этического, эстетического сознания школьников;
- формирование потребностей использования ПК для обучения, самоусовершенствования;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование операционного (алгоритмического) мышления младших школьников;
- формирование и совершенствование умения использовать периферийные устройства ПК для обучения;
- формирование общеучебных умений и навыков.
Учитель должен постоянно следить за ростом уровня навыков работы детей на ПК и в соответствии с ним применять методы дифференцированного обучения.
Во время изучения курса необходимо применять разнообразные наглядные пособия, в том числе и программные. Особое внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности.
По завершении курса “Малыш и компьютер” предполагается подготовка школьников к работе на компьютере в качестве пользователя готовых программных продуктов.
Программа “Малыш и компьютер” рассчитана на три года по одному часу в неделю. Курс можно вводить не только с первого класса — и в 5-м классе она будет весьма кстати. Она предназначена в первую очередь для детей, которые еще не познали радости общения с ПК. Таких ребят пока очень много.
1 год обучения
Номер
Занятия Содержание занятия
1 Знакомство с компьютерным классом. Правила техники безопасности. Первое знакомство с ПК. Составные части ПК. Компьютерная игра
2 Периферийные приспособления ПК. Строение клавиатуры. Компьютерная игра
3 Работа с клавиатурным тренажером. Компьютерная игра
4 Работа с клавиатурным тренажером. Компьютерная игра
5 Работа с клавиатурным тренажером. Компьютерная игра
6 Работа с клавиатурным тренажером. Компьютерная игра
7 Работа с простейшей обучающей программой. Компьютерная игра
8 Интегрированный урок чтения с использованием ПК
9 Понятие алгоритма
10 Простейшие алгоритмические учебно-игровые программы
11 Решение интуитивных алгоритмических задач
12 Работа с клавиатурным тренажером. Компьютерная игра
13 Решение интуитивных алгоритмических задач
14 Интегрированный урок родного языка с использованием ПК
15 Работа с клавиатурным тренажером. Компьютерные игры
16 Текстовый редактор. Диктант
17 Память компьютера. Работа с текстовым редактором. Списывание текста
18 Единицы памяти. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Текстовый редактор. Диктант
19 Память компьютера. Контрольный диктант
20 Графический редактор
21 Создание рисунка в редакторе Paintbrush
22 Рисование в редакторе Paintbrush
23 Интегрированный урок рукоделия с использованием ПК
Редактор Paintbrush
24 Интегрированный урок рукоделия с использованием ПК. Рисунок на экране
25 Клавиатурный тренажер. Компьютерная игра. Диктант
26 Списывание текста. Компьютерные игры
27 Принципы управления работой ПК. Конкурс компьютерного рисунка
28 Простейшие машинные команды
29 Запуск демонстрационных программ. Диктант
30 Интегрированный урок математики с использованием ПК
31 Контрольный диктант. Компьютерные игры
32 Смотр достижений за год обучения: рисунок, диктант, викторина
2 год обучения
Номер
занятия Содержание занятия
1 Правила техники безопасности в компьютерном классе
Возобновление навыков работы на ПК: диктант, рисунок, викторина
2 Клавиатурный тренажер, диктант, игра
3 Составные части компьютера (повторение). Изложение. Игра
4 Системный блок. Рисунок. Диктант
5 Клавиатурный тренажер. Изложение прочитанного текста
6 Монитор. Современные модели, их возможности. Рисунок. Игра
7 Клавиатурный тренажер. Изложение. Игра
8 Клавиатурный тренажер. Диктант. Игра
9 Работа в текстовом редакторе. Поиск и исправление ошибок в данном тексте. Игра
10 Работа с компьютерной мышью. Рисунок. Диктант. Игра
11 Работа с “мышью”. Изложение. Игра
12 Принтер. Современные модели и возможности. Рисунок. Клавиатурный тренажер
13 Рисунок. Диктант. Распечатка детских рисунков на принтере
14 Клавиатурный тренажер. Списывание текста на иностранном языке
15 Интегрированный урок математики с использованием ПК
16 Сканер. Современные модели и возможности. Игры
17 Рисунок. Сканирование рисунков и фотографий. Игра
18 Диктант. Сканирование текста. Игра
19 Клавиатурный тренажер. Изложение прочитанного текста
20 Интегрированный урок природоведения с использованием ПК
21 Игры. Викторина по пройденному материалу
22 Работа с дискетой. Запись на дискету текста диктанта и рисунка
23 Просмотр и запись данных учителем программ на дискету
24 Компьютерные вирусы. Игра
25 Уничтожение вирусов. Диктант. Игра
26 Клавиатурный тренажер. Изложение прочитанного текста
27 Графический редактор. Рисунок. Печать рисунка
28 Знакомство с музыкальным редактором. Игры
29 Музыкальный редактор Pianoman
30 Запись речи. Диктант
31 Работа со звуковыми файлами. Игра
32 Интегрированный урок музыки с использованием ПК
33 Смотр достижений за год
34 Компьютерные игры
3 год обучения
Номер занятия Содержание занятия
1 Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Возобновление навыков работы на ПК
2 Составные части ПК. Изложение прочитанного текста. Игра
3 Микропроцессор. Память компьютера. Запись рисунка на дискету
4 Клавиатурный тренажер. Диктант. Игра
5 CD-ROM и компакт-диски. Возможности использования
6 Работа с компакт-дисками. Игра
7 Модем. Возможности использования
8 Компьютер в современной жизни. Штрих-коды. Диктант. Игра
9 Интегрированный урок математики с использованием ПК
10 Компьютерные игры
11 Принтер, работа с ним. Современные модели. Распечатка диктанта
12 Клавиатурный тренажер. Игра
13 Компьютерный робот. Роботы — игрушки. Диктант
14 Рисунок, запись музыки. Игра
15 Знакомство с “Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия” (использование компакт-диска)
16 Поиск информации в “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”
17 Просмотр фотоматериалов в “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”
18 Просмотр видеофрагментов из “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”
19 Фрагменты из произведений известных композиторов. Поиск информации
20 Компьютерная викторина
21 Клавиатурный тренажер. Диктант. Игра
22 Состязания любознательных с привлечением “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”
23 Языки программирования. Краткое обозрение на примерах комиксов
24 Интегрированный урок иностранного языка с использованием ПК
25 Текстовый редактор. Набор и распечатка текста
26 Рисование в графическом редакторе. Конкурс рисунка на заданную тему
27 Компьютерные игры. Диктант
28 Клавиатурный тренажер. Сочинение на свободную тему
29 Знакомство со школьной компьютерной газетой. Подготовка материалов к ней (рисунки, фонограммы)
30 Редактирование текста
31 Интегрированный урок родного языка с использованием ПК
32 Клавиатурный тренажер. Контрольное изложение
33 Смотр учебных достижений школьников
34 Экскурсия на выставку современных моделей ПК
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец изучения курса
Ученики должны иметь представление о ПК, его современных моделях, основных областях применения, о правилах техники безопасности во время работы с ПК, об основных операциях текстового и графического редакторов, о пользовании периферийными устройствами ПК.
Ученики должны уметь: пользоваться клавиатурой, применять простейшие приемы редактирования текстов, пользоваться графическим редактором, музыкальным редактором, использовать компьютер как вспомогательное средство в процессе обучения.
С автором статьи можно связаться по адресу: yurynovikov@mail.ru.
От редакции:
В предлагаемой вашему вниманию статье автор поднимает ряд актуальных вопросов и проблем, с которыми ему пришлось столкнуться на практике, выполняя свои обязанности учителя одной из школ г. Львова, и предлагает конкретную программу обучения малышей. Мы надеемся, что тема детского компьютерного образования в СНГ привлечет внимание людей, не равнодушных к ней по роду деятельности или по зову сердца. Ждем ваших откликов по адресу: editorial@pcweek.ru.