Тринадцатый год для конференции "Информационные технологии в образовании" вопреки суеверию оказался весьма удачным -- можно даже сказать, что он стал началом нового этапа.
Одним из его признаков является тот факт, что в этом году данное мероприятие имеет официальное название Международный конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" и объединяет XIII Международную конференцию-выставку "Информационные технологии в образовании" и III всероссийскую научно-практическую конференцию "Российская школа и Интернет".
Кроме того, в рамках конгресса 18 ноября состоялся Второй международный образовательный форум "Гражданское общество, образование и Интернет".
На открытии конгресса, который прошел в Российском университете дружбы народов, выступили первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы А. В. Шишлов, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании В. Г. Кинелёв и другие известные в этой сфере деятели.
Форум "Гражданское общество, образование и Интернет"
В работе форума ( www.fio.ru/ief ) приняли участие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, региональных органов управления сферой образования, государственных и негосударственных образовательных учреждений, общественных организаций, а также государственные и общественные деятели из США, Великобритании и Германии.
"Миссия образования в настоящее время заключается в формировании поколения граждан, которым в основном предстоит решить историческую задачу -- добиться соответствия устройства России принципам устройства демократического государства", -- отметил Сергей Монахов (ФИО), открывая форум.
Все участники сошлись во мнении, что развитие гражданского общества напрямую связано с развитием системы образования.
Посол Европейского Союза в России Ричард Райт заметил, что в ситуации, когда наша страна играет все возрастающую роль в делах мирового сообщества, необходимо шире привлекать российских педагогов и учащихся к международным образовательным программам, которые, в свою очередь, строятся на использовании современных информационных технологий.
Система отечественного образования стремится к европейским стандартам, что позволяет России стать полноценным участником всеобщего процесса глобализации.
Таким образом, роль новых образовательных технологий в конечном итоге заключается в формировании гражданского самосознания. Однако, как подчеркивали в своих выступлениях многие докладчики, речь идет не о создании альтернативы системе российского образования, а о помощи ей путем организации новых образовательных возможностей.
Причем этот процесс непрерывен так же, как непрерывно развитие общества.
Важным вопросом для обновления образования в современной России является взаимодействие власти, бизнеса и общественности.
В связи с этим многие участники форума отметили, что проект НК ЮКОС "Поколение.ru", реализацией которого с 2000 г. занимается ФИО, является не просто диалогом, но примером эффективного партнерства указанных институтов на благо российского образования.
"По отдельности ни Министерство образования, ни регионы, ни органы местного самоуправления, ни ФИО не смогли бы реализовать этот проект", -- подчеркнул депутат Госдумы Владимир Рыжков.
Директор по подготовке школ к условиям XXI века Национальной комиссии по образованию и будущему Америки Кэтлин Фултон подтвердила, что внедрение ИТ в американскую систему образования проходило при тесном сотрудничестве бизнеса и власти. В результате на сегодняшний день 99% школ США имеет доступ в Интернет.
В немалой степени именно это позволяет проводить в Америке масштабные исследования, которые показывают, что Интернет -- технология, оказывающая самое сильное влияние на современного человека и общество в целом.
Конференции
На прошедших в рамках конгресса конференциях были представлены доклады по десяти секциям. В составе ИТО-2003 было шесть секций.
I. Цели, содержание и методика преподавания информатики и ИТ.
II. ИТ в учебном процессе.
III. ИТ в открытом образовании.
IV. ИТ в управлении образованием.
V. ИТ в обучении людей со специальными потребностями.
VI. ИТ в контроле и оценке результатов обучения.
Конференция "Российская школа и Интернет" работала по четырем секциям.
VII. Образовательный процесс в центрах Федерации Интернет-образования.
VIII. ИКТ в современной российской школе. Опыт деятельности выпускников Федерации Интернет-образования.
IX. ИКТ в дополнительном образовании детей.
X. Деятельность региональных центров дистанционного обучения.
Сборник трудов конференции в шести томах включает в себя материалы 700 докладов (они доступны на сайте http://ito.edu.ru).
Для участников конференции была организована 51 презентация новейших высокотехнологичных разработок, используемых в сфере образования. В частности, корпорация Microsoft впервые в России представила новую версию своего пакета Microsoft Office 2003.
Демонстрировались также решения, разработанные по заказу Министерства образования РФ в рамках ФЦП "Развитие единой информационной образовательной среды" и по заказу Национального фонда подготовки кадров (НФПК) в рамках "Инновационного проекта развития образования". Особый интерес вызвала система поддержки информационного пространства (организации образовательного процесса) на уровне школы", созданная по заказу НФПК компанией "Хронобус" на базе пакета "1С:Предприятие 7.7".
Круглые столы
В рамках конгресса прошло девять круглых столов. Наибольшее количество участников -- свыше 150 человек -- собрало заседание "Информационные технологии в управлении образовательным учреждением" (оно было организовано журналом "Директор школы"), что свидетельствует о возрастающем интересе руководителей среднего звена к использованию ИКТ.
Особо стоит отметить тему автоматизации школьных библиотек, которая впервые была поднята на "ИТО-2003" и стала актуальной после недавнего решения Президента РФ В. В. Путина дополнительно выделить 1,5 млрд. руб. на компьютеризацию всех школьных библиотек страны.
Еще один интересный круглый стол -- "Система управления вузом: роскошь или необходимость?" -- организовала компания Sun Microsystems. На нем обсуждались следующие вопросы:
- автоматизация вуза -- это необходимость?
- есть ли разница между государственными и коммерческими вузами?
- разработка своих систем или покупка заказных -- что лучше? Есть ли рынок таких систем? Есть ли российская специфика?
- какие требования предъявляются к АСУ? Какова роль первого лица в проекте? Есть ли CIO в вузе и кто он? Какая функциональность требуется от АСУ? За что вуз готов платить деньги (софт, "железо", услуги по внедрению и сопровождению).
Поддержка своими силами или силами внешних компаний? Стоимость АСУ.
Главными участниками, между которыми завязалась дискуссия, стали Александр Хельвас (Центр открытых систем и высоких технологий, www.cos.ru ) и Руслан Смелянский (REDLAB), представившие два подхода к разработке ИС.
Первый рассказал о системе автоматизации созданной в МФТИ и продвигаемой разработчиками для внедрения в других вузах; второй описал решение (ИС "Университет", компания REDLAB), созданное на стандартной платформе (SAP R/3); оба весьма обстоятельно обрисовали преимущества предлагаемых подходов и соответствующих ИС.
Еще один участник круглого стола, Мануэль Жафрин (Sun Microsystems), отметил, что в зарубежных университетах используются и тот и другой подходы, а компания Sun может предложить стандартные инфраструктурные решения для их реализации.
Следует отметить, что ведущий круглого стола Михаил Елашкин (директор компании Elashkin Research) весьма виртуозно управлял дискуссией, придав ей дополнительную интригу.
В заключение нельзя не сказать о хорошем информационном обеспечении конгресса: организаторами было выпущено шесть томов материалов конференции, в которых нашли отражение и перечень, и тезисы докладов, и программа конгресса, а в отдельном томе -- обстоятельные сведения о докладчиках, включая их координаты.
Это очень важно для тех, кто действительно заинтересован в обмене опытом и постоянных контактах.