|
Выставка CeBIT для журналиста так же неиссякаема, как электрон для физика. Практически невозможно посмотреть все, что хотелось бы увидеть. Когда-то я комплексовал по этому поводу, но потом смирился, и на этот раз, пообщавшись за четыре дня с представителями полутора десятков фирм из почти восьми тысяч экспонентов, уехал с чувством исполненного долга, увезя десяток тем для публикаций и пять-шесть интересных знакомств.
Не знаю почему, но с российскими фирмами очень удобно встречаться именно на CeBIT’е, и потому одной из главных моих целей было посмотреть, что делают, что привезли сюда отечественные разработчики. Многих менеджеров, например, из С.-Петербурга я встречаю только здесь. На этой выставке впервые были представлены две интересные фирмы из Нижнего Новгорода и Рыбинска.
Похоже, не только для меня CeBIT стал местом встреч и знакомств. На стенде Миннауки менеджер известной московской фирмы, совершенно не ориентированной на европейский рынок, пояснил, что цель их участия — дотянуться до тех клиентов, которых они не могут заполучить в Москве, поскольку уровень руководителей, посещающих выставку, намного выше того, что доступен их отделу маркетинга.
Нужно сказать, что крупнейшая мировая ИТ-выставка в этом году несколько поменяла свое “лицо”: организаторы (не знаю мотивации их решения) стали делать ее более бизнес-ориентированной. В первую очередь много конечных пользователей было отсечено высокими входными ценами: 67 евро за разовый билет. В субботу-воскресенье, когда идет самый наплыв школьников и студентов, нынешний CeBIT был необычно тих.
Конечно, с одной стороны, очень непривычно без пробок на подъезде к территории доезжать до выставки за 30—35 минут вместо часа—полутора. С другой — радует отсутствие непреодолимой толпы посетителей в некоторых павильонах, из-за чего раньше приходилось их обходить стороной.
Чувствовалось, что по сравнению с прошлыми годами маркетинговые бюджеты большинства компаний заметно сокращены: скромнее стали подарки перспективным клиентам, реже — шумные презентации и раздачи сувениров, уже не льется рекой по три тонны за вечер бесплатное пиво после окончания выставочного дня. Даже папки с информацией для прессы заметно “похудели”, и число их уменьшилось. Приятно было увидеть в пресс-центре среди буклетов ведущих компьютерных компаний мира хорошо оформленные на английском и немецком языках пресс-папки “Лаборатории Касперского”.
Хочется отметить, что в этом году выставка более интернационализирована. У экспонентов стало меньше проблем с материалами на английском языке, хотя они по-прежнему остаются.
Целевая аудитория этого года более профессиональна и сфокусирована на конкретные задачи. Ситуацию можно характеризовать словами менеджера одной из российских фирм: “Проходы между стендами полупусты, а переговорные весь день забиты”.
Основные направления, наверное, мало у кого вызовут удивление: CRM, Linux, защита данных, беспроводные системы, лингвистическое ПО, обучение. На выставке было представлено немало новинок, о которых мы, чуть придя в себя, напишем в следующих номерах еженедельника.