Несомненно, выставка порадует многочисленных посетителей новыми продуктами и радушием организаторов (в отличие от новой российской привычки стричь купоны по мелочи даже с журналистов, в Тайване не только прекрасный пресс-центр и бесплатный вход на Computex для всех посетителей, имеющих отношение к ИТ, но и бесплатный сервис по их доставке из отелей в выставочный центр и обратно).
К сожалению, мы пока не располагаем информацией о главных новинках, подготовленных к Computex'2000, поэтому предлагаем вашему вниманию небольшой обзор состояния тайваньской ИТ-индустрии; надеюсь, этот материал позволит почувствовать атмосферу, на фоне которой ведущие местные фирмы продемонстрируют свои достижения.
За 10 лет - с 1990 по 1999 г. - экспорт тайваньских продуктов высоких технологий вырос более чем на 50%. Таковы только что опубликованные официальные данные исследования, проведенного Национальным университетом Тайваня по заказу Министерства экономики страны. При этом в структуре экспорта 42% составляют именно технологические продукты (10 лет назад на их долю приходилось лишь 27%). Очевидно, маленькая страна целенаправленно движется в сторону усиления своего присутствия на мировом рынке высоких технологий.
Надо сказать, что по данным последних аналитических исследований экономическая политика Тайваня считается одной из самых эффективных в Азии. По этому показателю страна отстает лишь от Сингапура и Гонконга, опережая таких экономических лидеров региона, как Япония и Южная Корея. КНР и Индия в этом соревновании идут на 8-м и 9-м местах соответственно. Интересно, что Тайвань отличается взвешенным присутствием государства в экономике, тогда как в Гонконге и Японии руководящая роль государства сведена к минимуму, а в КНР, наоборот, является определяющей.
Тайвань - крупнейший рынок "железа" и ОЕМ-заказов для ведущих ИТ-компаний. К примеру, Compaq - лидер мирового производства ПК - намерена в 2000 г. увеличить объем заказов островным фирмам до 8,5 млрд. долл. против 7 млрд. долл., потраченных здесь корпорацией в прошлом году. Среди основных поставщиков "железа" для Compaq - компании First International Computer, Mitac International, Hon Hai Precision Industries, Inventec Electronics и Arima Computer. Растет заинтересованность в тайваньских производителях и у другого лидера мирового ИТ-рынка - компании Hewlett-Packard. Если в прошлом году она приобрела продукты местных фирм на сумму около 3 млрд. долл., то в нынешнем объем закупок вырастет до 4,5 млрд. долл. Если принять во внимание множество других западных компаний, активно приобретающих тайваньские продукты, нетрудно представить себе значимость маленького острова в мировом ИТ-производстве.
Но остров не только много и хорошо производит, с каждым годом расширяется присутствие тайваньских фирм в других странах. В следующем году, по оценкам Taiwan Information Industry Institute, впервые более половины заказов на изготовление аппаратного обеспечения тайваньские фирмы освоят на своих производственных мощностях в КНР. Тенденция к переносу производства в "континентальный Китай" (так на Тайване предпочитают называть КНР) нарастает уже несколько последних лет. Так, еще в 1999-м 53% заказов местные компании выполнили на острове и 33% - в КНР. В нынешнем году эти показатели составят 45 и 41%, прогноз на 2001 г. - 35 и 51% соответственно. Такая динамика во многом определяется ростом спроса на "железо" в КНР. Структура этого спроса в основном включает ПК и домашние компьютерные устройства, производство микросхем и других компонентов для которых по современным меркам далеко от самых последних технологических требований и может быть освоено "на континенте".
Масштабы инвестиций Тайваня в ИТ-индустрию КНР впечатляют. Так, крупнейшее в Китае совместное производство полупроводников (три завода 8-дюймовых и три завода 12-дюймовых пластин), которое планируют открыть в Шанхае сын председателя Formosa Group Ванг Янг-чинг (Wang Yung-ching) и сын президента КНР Джианг Дземин (Jiang Zemin), потребует 6,4 млрд. долл. капиталовложений. Очевидно, льготные кредиты сыновнему альянсу гарантированы.
Новая волна э-бизнеса, уже накрывшая Америку и стремительно накатывающаяся на Европу, по всей видимости, не оставит в стороне и Тайвань. И отразится это не только на экономике, но и на социальной сфере. Интересно, что в обсуждение перспектив э-сообщества вовлечены как социологи, так и лидеры ведущих тайваньских ИТ-компаний. Так, Моррис Чанг (Morris Chang), председатель и СЕО главного местного производителя полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Co., заявил недавно, что в ближайшие 5 лет в стране можно ожидать нарастания "э-симптомов", заключающихся в том, что в обществе начинает доминировать американская идея "деньги решают все" ("money rules all"), а роль брака и семьи становится второстепенной. Трудно сказать, насколько такая перспектива может радовать крупного азиатского бизнесмена.
Но устои устоями, а новые времена неотвратимы. По оценкам тайваньского Industrial Development Bureau при Министерстве экономики, в ближайшие три года произойдет взрыв в индустрии ПО для э-бизнеса. Рынок такого ПО становится лакомым кусочком для местных фирм, все более активно вкладывающих средства в разработку софта. Пока они не могут всерьез конкурировать с производителями "железа", но демонстрируют быстрый и уверенный рост оборотов. Так, в 1999 г. их доля на мировом рынке ПО выражалась "смешной" цифрой в 0,063%, но в 2002-м, по оценкам Taiwan Information Industry Institute, должна составить уже 1%, что будет соответствовать обороту более 6,5 млрд. долл. Конечно, в мировом масштабе это не так уж много, но в Азиатско-Тихоокеанском регионе Тайвань станет ведущим поставщиком ПО.
Большие перемены грядут и на собственном рынке э-коммерции страны. Так, по данным Taiwan Council for Economic Planning and Development, оборот этого рынка в ближайшие три года вырастет в 12,2 раза и к 2003 г. достигнет почти 30 млрд. долл. Пока же только 6% тайваньских Web-сайтов используется для транзакций между предприятиями (В2В) и 7% - для электронной торговли с потребителями (В2С).
Тайвань поворачивается лицом к э-бизнесу не только дома, но и в соседних странах, в первую очередь в КНР. Например корпорация Acer Group намерена в течение пяти лет инвестировать аж три млрд. долл. примерно в 200 китайских компаний - контент- и сервис-провайдеров Интернета (ICP и ISP) и сервис-провайдеров приложений (ASP). И это только Acer. Вообще-то обо всем этом лучше не знать и уж точно не пытаться сравнивать с горячими восторгами по поводу "инвестиционного бума" в российском Интернет-бизнесе - слез не хватит! Вот бы нам открыть на карте или на худой конец "усыновить" какой-нибудь небольшой русскоязычный островок с большими деньгами и амбициями.