В первой статье этой серии мы пришли к заключению, что внедрение искусственного интеллекта происходит во всех отраслях, в компаниях любых размеров и в глобальном масштабе. Мы убедились, что темпы и степень этого перехода будут продолжать расти в период до 2030 года. Это повлияет на характер того, как ведется бизнес, а также на то, как выполняется работа, которая трансформирует этот бизнес. Часть первая была посвящена влиянию ИИ на рабочую силу.
Во второй статье мы поговорим о том, как сотрудники компаний воспринимают эти изменения, и попытаемся понять, как компании могут объединить трансформацию рабочей силы с технологической трансформацией. Мы также поговорим о стратегиях компаний, позволяющих людям эффективно работать с ИИ.
Реакция сотрудников на ИИ
Люди уже смирились с появлением ИИ на рабочих местах. Изначальные опасения, что искусственный интеллект и автоматизация приведут к сокращению числа рабочих мест в различных отраслях экономики, ослабли. В действительности появление перспектив овладения новыми навыками и новых возможностей заставляет сотрудников позитивно смотреть в будущее, о чем говорят различные опросы.
В целом работники осознают, что им потребуются новые навыки (67%), и почти столько же считают, что ИИ и эти навыки положительно повлияют на их работу (62%). Почти половина респондентов ответили, что ИИ улучшит их производительность (45%).
Необходимая реакция компаний на искусственный интеллект и рабочую силу
The Brookings Institute в январе 2019 года опубликовал подробный доклад о том, как автоматизация и ИИ повлияют на рабочие места и сотрудников.
Наступление эры искусственного интеллекта и автоматизации ...... ускорит ... появление новых задач и потерю актуальности задач имеющихся. Это ускорение потребует от сотрудников способности к непрерывному обучению новым навыкам, которые они будут использовать как для работы с машинами, так и теми способами, которыми машины работать не могут.
В указанном выше докладе компаниям рекомендуется предоставлять сотрудникам возможности для более быстрого обучения и сертификации. Такой подход позволяет рабочей силе соответствовать ускоренным темпам и увеличенным масштабам изменений в рабочих процессах. Поскольку работники в этом случае могут быстрее приобретать навыки и информировать работодателей о приобретенных навыках.
Accenture в ранее опубликованном отчете Reworking the Revolution делает вывод, что компании должны смотреть на конкретные необходимые навыки и отказаться от соблюдения старого и привычного способа решения задач. Почти каждая рабочая задача, связанное с роботами, машинным языком или принятием решений с помощью ИИ, будет требовать от людей новых навыков совместной работы, которые не будут похожи ни на что прежнее.
Например, для того чтобы использующее ИИ программное обеспечение могло улучшить конструкцию самолета для повышения прочности, легкости и экономичности, коллеги-люди непрерывно прогоняют это программное обеспечение через миллионы концепций, чтобы создать желаемый результат.
Кроме того, произойдут общие изменения в типах ролей и обязанностей, которые люди выполняют на рабочих местах, где задействован ИИ. В исследовании Future Workforce Ethnographic Study компании Accenture, которое было проведено в 2017 году, уже говорилось о том, что ИИ приведет к изменению типов ролей.
В совместном отчете IFTF и Dell Technologies под названием «Future of Work» ясно говорится о том, что компании будут играть важную роль в подготовке сотрудников к взаимодействию с искусственным интеллектом...
Будущее работы неразрывно связано с будущим обучения. То, как мы обучаем молодое поколение, отражается на его подготовленности по мере выхода на работу. И то, как мы переподготавливаем и повышаем квалификацию наших существующих сотрудников, позволяет им оставаться актуальными в меняющейся рабочей среде. Обучение, переподготовка и повышение квалификации в течение следующего десятилетия будут включать в себя улучшение знаний и возможностей каждого человека в области искусственного интеллекта. И это необязательно будет означать обучение программированию или даже более широким техническим навыкам. В новом мире труда умение эффективно судить о том, что машины могут и чего не могут делать, а также о том, что они должны и чего не должны делать, будет иметь решающее значение для сотрудников. В свою очередь, сильные человеческие стороны и возможности должны быть интегрированы в системы искусственного интеллекта, чтобы помочь работникам более тесно сотрудничать с машиной. Классификация сильных сторон и возможностей как людей, так и машин будет ключевым аспектом эффективного управления системами искусственного интеллекта в будущем.
Необходимость обоюдного сотрудничества человека и машины очевидна. Сотрудники, которые свободно владеют искусственным интеллектом, будут знать ограничения ИИ-систем и способны извлекать максимальную пользу из искусственного интеллекта для решения задач и получения желаемых результатов. Авторы отчета «Future of Work» пошли еще дальше и заявили, что к 2030 году системы искусственного интеллекта, вероятно, будут обладать способностью определять, какие задачи лучше оставлять людям. Задача состоит в том, чтобы «следить за тем, как развитие каждого из нас способно привести к развитию более гибкого искусственного интеллекта».
Джеймс Уилсон и Пол Догерти приводят убедительные доводы в пользу совместного интеллекта, с помощью которого люди и искусственный интеллект дополняют и усиливают свои соответствующие навыки.
Чтобы в полной мере использовать преимущества этого сотрудничества, компании должны понимать, как люди могут наиболее эффективно дополнить машины, и как машины могут улучшить то, что люди научились делать прекрасно, а также как перестроить бизнес-процессы для поддержки этого партнерства.
Человеческие навыки и навыки искусственного интеллекта дополняют друг друга. Обладая нужными умениями, люди могут поддерживать и улучшать функциональность ИИ. Вот три таких человеческих умения, которым компании должны обучать своих работников:
- умению обучать ИИ выполнению желаемой работы, например, распознаванию человеческих эмоций, обнаружению заболеваний, поддержке финансовых решений и взаимодействию с людьми в правильной форме;
- умению объяснять тем, кто не является экспертом в области ИИ, поведение и процессы, которые приводят ИИ к конкретным выводам и действиям;
- умению поддерживать ИИ-системы в рамках надежных, безопасных и подходящих параметров для их функционирования.
Уилсон и Догерти также приводят три способа, с помощью которых ИИ расширит человеческие способности. Каждый из них предлагает позитивное развитие конкретной компетенции работника. «Умные» машины все больше способны:
- совершенствовать аналитику и процессы принятия решений, предоставляя нужную информацию в нужное время. Представьте, что вы вносите критерии данных в приложение, способное предложить бесчисленное множество конструкций — например, оконных рам. В то время как ИИ проводит расчеты, человек оценивает конструкцию с профессиональной точки зрения и с точки зрения внешней привлекательности;
- взаимодействовать с сотрудниками и клиентами новыми, эффективными способами. В качестве примеров можно привести автоматическое транскрибирование, голосовой поиск и чат-ботов;
- реализовывать контекстно-зависимые способности, позволяющие коллегам-роботам (коботам) работать совместно с людьми. Например, кобот, который сворачивает и заклеивает картонные коробки, освобождает человека от этой задачи, и последний может заняться контролем, улучшением и перенаправлением процесса сборки.
Компании, стремящиеся к цифровому успеху в 2020 году и за его пределами, должны стремиться к приобретению обоих наборов навыков: навыков, необходимых человеку для развития и обеспечения надежности процессов взаимодействия с ИИ; и профессиональных навыков, стимулом к получению которых служит взаимодействие с машинами.
Итоги: список задач и планирование
Планирование должно включать в себя внимание к изменениям, которые влияют на рабочую силу, и делать эти изменения не просто приемлемыми, но сглаживать их влияние на тех, на кого оно наиболее сильно. А больше всего переход на искусственный интеллект и автоматизацию затрагивает рабочую силу. Мы рекомендуем следующие четыре действия для каждой компании, которая внедряет ИИ или планирует это сделать:
- вдумчиво спланируйте степень и скорость внедрения ИИ внутри вашей организации;
- определите конкретные изменения, которые ИИ привнесет, и перераспределите задачи, сгруппировав их на машинные и когнитивные;
- узнайте от сотрудников, чего они ожидают от внедрения ИИ;
- подготовьтесь к тому, что сотрудники получат широкие возможности для обучения и развития навыков и принятия решений, имеющих отношение к партнерству людей и машин.
Автор статьи — консультант по трансформации рабочей силы, Dell Technologies Education Services.