По мере обеспечения взаимосвязи агентов искусственного интеллекта ценность каждого подключенного приложения будет расти — при условии, что поставщики смогут объединить усилия, чтобы их ИИ-агенты работали вместе, пишет на портале No Jitter Зьюс Керравала, основатель и главный аналитик ZK Research.

На прошлой неделе я посетил форум AWS re:Invent 2024 вместе с 60 тыс. моих самых близких друзей. Мы оказались там, чтобы узнать о последних достижениях в облачных технологиях, в частности в ИИ. Одна из самых интересных сессий была посвящена теме «Интернета агентов», о которой поведал Виджой Пандей, старший вице-президент и генеральный менеджер Outshift by Cisco. Для тех, кто не знаком с Outshift, это внутренний инкубатор Cisco, занимающийся развитием технологий в области агентного ИИ, квантовых сетей и инфраструктуры следующего поколения. Будучи отдельной группой, Outshift может двигаться со скоростью стартапа, сохраняя при этом доступ к ресурсам такой крупной компании, как Cisco.

Концепция «Интернета агентов» проста. Агенты, основанные на ИИ и используемые в приложениях, могут взаимодействовать друг с другом двунаправленно. Пандей дал следующее определение: «Открытая платформа масштаба Интернета для квантово-безопасной (quantum-safe) коммуникации между агентами и людьми». (Подробнее о том, почему в определение был включен термин «квантово-безопасная», читайте в конце статьи.)

Разрастание агентов

Можно задаться вопросом, какую проблему пытаются решить ИИ-агенты; пока она никак не проявляется. Тем не менее я считаю, что генеративный ИИ (GenAI) — одна из тех революционных технологий, которые изменят почти все аспекты нашей жизни. Я предсказываю, что со временем в каждое приложение, которым мы пользуемся, будет встроен интерфейс GenAI, подобно тому, как сегодня в каждом приложении есть поисковая строка. Со временем эти агенты превратятся из реактивных, когда мы задаем им вопросы, в проактивных, когда конкретные агенты сообщают нам контекстуально важную информацию, которую нам нужно знать.

Подумайте о последствиях этого. Сегодня большинство работников используют несколько приложений — от полудюжины до более чем пятидесяти. По мере развития этих приложений и добавления агентов мы столкнемся с проблемой «разрастания агентов», когда у пользователей будет столько же виртуальных агентов, сколько приложений.

В конференции re:Invent участвовал CIO крупного банка, и он рассказал о том, как они создают виртуальных помощников для своих собственных приложений, а также используют агентов Teams Copilot и Salesforce. После сессии я спросил его, каким он видит будущее, и он сказал мне, что предвидит день, когда у пользователей будет «гобелен» из агентов, из которых им придется выбирать. Тогда я спросил его, на что, по его мнению, будет похожа работа в такой среде, и он ответил: «Скорее всего, на хаос».

Фрагментарные знания

Многочисленность агентов создает несколько проблем. Первая заключается в том, что агент или помощник обладает лишь теми знаниями, которые содержатся в приложении. Это может привести к фрагментарным инсайтам. В качестве примера рассмотрим случай, когда у компании есть отличный веб-сайт, который наилучшим образом демонстрирует плохо сделанный продукт. Веб-аналитика и инструменты продаж, которые используются перед продажей, могут показывать высокие показатели удовлетворенности клиентов, поскольку они измеряют удовлетворенность перед покупкой. После того как покупатель воспользуется продуктом, его настроение из радостного превратится в печальное, и в контакт-центр начнут поступать звонки по поводу возврата или ремонта. Использование интерфейса GenAI для понимания настроения клиентов позволит получить другой результат.

Кроме того, поскольку агенты перейдут от реактивного взаимодействия к проактивному, пользователи будут завалены сообщениями от этих систем, поскольку они постараются держать вас в курсе и всячески информировать. Я ожидаю, что у приложений будут элементы управления, как и сегодня, чтобы мы могли контролировать взаимодействие с ними, при этом большинство пользователей будут держать критически важные приложения включенными. Это похоже на то, как если бы у генерального директора была команда советников в каждом подразделении компании, которые бы шептали ему на ухо одновременно.

Взаимосвязь агентов

Интернет агентов ценен именно благодаря тому, что обеспечивает взаимосвязь агентов. Благодаря взаимодействию эти помощники могут обмениваться информацией, что позволит получать меньшие объемы, но более актуальной информации. В сценарии, описанном выше, владелец продукта или руководитель отдела продаж может быть оповещен об изменении настроений клиентов, поскольку агенты, работающие на предпродажном этапе, общаются с агентами колл-центра, чтобы предоставить целостную картину. Это позволит компании лучше понять, что происходит, и принять меры по исправлению ситуации.

Кроме того, это позволит пользователям работать в тех приложениях, которые они предпочитают, но при этом получать доступ к информации из других. Сегодня руководитель отдела продаж может получать данные из CRM, инструментов контакт-центра, приложений для автоматизации продаж и других систем. Эти данные должны быть собраны вместе вручную и, скорее всего, соотнесены людьми, чтобы найти нужные сведения. С появлением Интернета агентов ИИ сможет выполнять аналитику в нескольких системах.

Ценность можно описать с помощью закона Меткалфа, который гласит, что ценность любой сети пропорциональна квадрату числа связанных узлов. Сеть из двух узлов имеет ценность 4, а сеть из 16 узлов — 256 и т. д. По мере подключения все большего числа агентов ценность каждого подключенного приложения будет расти.

Чтобы добиться этого, поставщикам нужно будет договориться о наборе стандартов и следовать им — над этим Пандей и команда Outshift уже работают. Я надеюсь, что поставщики приложений извлекут уроки из ошибок прошлого, поскольку многие из них исторически предпочитали «огороды».

Одним из примеров является обмен сообщениями в индустрии унифицированных коммуникаций (UC). Slack, Teams, Webex, Zoom и т. д. работают изолированно, поэтому сотрудник не может отправить сообщение Slack пользователю Teams. Представьте, насколько бесполезным был бы обмен текстовыми сообщениями, если бы можно было отправлять сообщения только на телефоны одного производителя. Реальность такова, что когда системы открыты и основаны на стандартах, выигрывают все. Маленький кусок большого пирога стоит гораздо больше, чем большая часть маленького пирога.

Квантовое будущее

И последнее замечание. В определении Пандея есть термин «квантово-безопасный». Я спросил, почему он был включен в определение, и мне ответили, что если вы создаете следующее поколение безопасных соединений, то безопасность должна быть ориентирована на будущее. Включение квантово-безопасных протоколов гарантирует, что квантовые узлы будут добавлены в инфраструктуру, а коммуникации будут защищены даже от атак типа «сохрани сейчас, расшифруй потом».

Это согласуется с разговорами, которые я вел с другими компаниями, занимающимися безопасностью, где их основной проблемой, связанной с квантовыми вычислениями, является то, что злоумышленники могут украсть данные сегодня, а затем использовать квантовые технологии для их расшифровки в будущем.