Генеративный искусственный интеллект (GenAI) стал основным игроком в технологическом ландшафте всего несколько лет назад, но его быстрое внедрение оказало сейсмическое воздействие. По мере приближения к 2025 г. вопрос уже не в том, будет ли GenAI определять будущее, а в том, как далеко он зайдет и в каких новых направлениях будет развиваться. Опрошенные порталом AIwire эксперты обсуждают возможное развитие GenAI в 2025-м и далее в таких областях, как ИИ-выводы, ощутимые бизнес-ценность и результаты, а также агентный ИИ.

Совершенствование ИИ-выводов становится основным направлением

Ян Бак, вице-президент по гипермасштабным и высокопроизводительным вычислениям Nvidia, говорит, что по мере роста размера и сложности моделей ИИ будет расти спрос на эффективные решения для получения ИИ-выводов.

«Развитие GenAI привело к преобразованию процесса получения ИИ-выводов от простого распознавания запроса и ответа на него к сложной генерации информации, включая обобщение данных из нескольких источников и применение больших языковых моделей (LLM), таких как OpenAI o1 и Llama 450B, что значительно повышает требования к вычислениям, — говорит он. — Благодаря аппаратным инновациям в сочетании с постоянным совершенствованием ПО производительность GenAI будет расти, а общая стоимость владения, как ожидается, сократится в 5 раз и более».

Джаред Куинси Дэвис, основатель и генеральный директор компании Foundry, занимающейся инфраструктурой ИИ, говорит, что в разработке ИИ наметился серьезный сдвиг: от создания моделей мы переходим к их реальному их использованию и адаптации. По его прогнозам, 2025-й станет годом ИИ-выводов, когда разработчики ИИ перейдут от создания основ к действиям. Обучение и предварительное обучение станут обычными задачами; основное внимание будет уделяться тому, как модели работают, делая выводы для полезных приложений и способствуя принятию ИИ.

«Следующая волна обучения моделей GenAI в 2025 г. будет носить трансформационный характер и будет направлена на расширение возможностей рассуждений и выводов, чтобы сделать ответы ИИ более интуитивными и согласованными с человеческими мыслительными процессами, — считает Бхавани Вангала, вице-президент по инженерным вопросам компании Onymos, специализирующейся на SaaS в области медицинских технологий. — Недавний выпуск OpenAI таких моделей, как o1-preview, свидетельствует об этом сдвиге, демонстрируя значительные улучшения в способности моделей делать выводы и рассуждать. Эти достижения позволяют ИИ обрабатывать и отвечать на подсказки с большими последовательностью и осознанием контекста, что является многообещающим шагом вперед».

Медовый месяц GenAI закончится

Некоторые эксперты считают, что наступит период охлаждения к GenAI. Клаус Джепсен, директор по продуктам и технологиям компании Unit4, специализирующейся на корпоративном ПО, говорит, что технологические лидеры будут все более осторожно относиться к GenAI, осознавая риски, связанные с передачей собственных данных в распоряжение LLM. Он также прогнозирует, что компании вернутся к автоматизации как к технологии для улучшения пользовательского опыта с более низкими рисками.

«Хотя подавляющее большинство организаций по-прежнему планируют инвестировать в ИИ в следующем году, руководители сталкиваются с необходимостью продемонстрировать ощутимую пользу для бизнеса. В условиях, когда традиционные системы данных перегружены растущим объемом сенсорных, IoT- и сетевых данных, предиктивный ИИ и машинное обучение станут необходимыми для принятия экономически эффективных решений, основанных на данных. Предприятия теперь будут оценивать ИИ по его прямому влиянию на достижение бизнес-целей. Те, кто использует предиктивные технологии для рационализации анализа и повышения эффективности, станут лидерами в новой эре, когда ценность ИИ будет определяться не только инновациями, но и значимыми бизнес-результатами», — отмечает Крис Глэдвин.

В 2025 г. ИИ-инициативы решительно перейдут от экспериментов к реализации, считает генеральный директор Crunchbase Мег Гаутам. «Если в 2022-2024 гг. компании делали громкие заявления об ИИ и проводили широкие и, в некоторых случаях, показательные эксперименты, то 2025-й станет годом, когда ИИ должен будет доказать свою окупаемость. Компании откажутся от общих ИИ-приложений в пользу целевых решений, которые направлены на конкретные, значимые для бизнеса задачи, — говорит он. — Этот переход положит конец эпохе „театрального ИИ“, когда компании инвестировали в ИИ в первую очередь для пиара, и ознаменует собой новый этап, когда ИИ станет серьезной, измеримой бизнес-функцией с четкими показателями эффективности и подотчетности».

Гаутам также прогнозирует, что к концу 2025 г. предприятия будут оценивать успех ИИ не по заголовкам новостей и наградам, а по таким «скучным» показателям, как снижение операционных расходов, повышение уровня комплаенса и улучшение производительности труда. По его словам, компании, которые осознают этот сдвиг, будут доминировать на рынке, даже если их сценарии использования ИИ никогда не попадут в новости.

Агенты искусственного интеллекта будут доминировать

Вице-президент Nvidia по ПО GenAI Кари Бриски прогнозирует симбиоз ИИ-агентов и оркестраторов, или полуавтономных обученных моделей, которые работают во внутренних сетях, помогая в обслуживании клиентов, управлении человеческими ресурсами, обеспечении безопасности данных и многом другом.

«Чтобы добиться максимальной эффективности, ожидается рост числа ИИ-оркестраторов, которые будут работать с многочисленными агентами, бесшовно направляя им запросы людей и интерпретируя результаты их коллективной работы, чтобы давать рекомендации и предпринимать действия для пользователей, — говорит она. — Эти оркестраторы будут иметь доступ к более глубокому пониманию контента, многоязычным возможностям и свободно работать с различными типами данных — от PDF-файлов до видеопотоков. Используя самообучающиеся маховики данных, ИИ-оркестраторы будут постоянно совершенствовать бизнес-ориентированные инсайты».

Майк Бахман, руководитель отдела ИИ-архитектуры и стратегии iPaaS-компании Boomi, считает, что «рои» ИИ-агентов станут новой сенсацией в качестве основного элемента ландшафта приложений и сервисов в 2025 г. «Основное отличие агентов от традиционных компьютерных программ, сервисов или бизнес-процессов заключается в том, что агентам задается цель без указания способа ее достижения, и они сами решают, как ее достичь, — это действительно декларативные программы», — говорит он.

Хотя агентные системы находятся на начальной стадии развития, Бахман ожидает, что в 2025 г. они быстро достигнут зрелости, их использование станет обычным явлением, а сложность резко возрастет. Рои агентов начнут набирать популярность и создадут новые парадигмы управления, безопасности, конфиденциальности и регулирования. «Огромное количество агентов, необходимых для выполнения оперативного запроса, приведет к образованию роев агентов, которые необходимо будет оркестрировать (централизованное управление на платформе) или режиссировать (децентрализованное управление) соответствующими третьими сторонами», — прогнозирует он.

Мохамед (Мо) Шериф, старший директор по GenAI компании Sitecore, занимающейся ПО для цифрового опыта, поясняет, что агентный ИИ имитирует работу человека. «Он следует идее объединения человеческих способностей и возможностей ИИ-агентов. По сути, люди занимаются тем, что у них получается лучше всего, то есть сосредотачиваются на творчестве и инновациях, а ИИ делает больше черновой работы. Например, это касается обработки данных и их более быстрой сортировки, — говорит он. — Хотя агентный ИИ еще не готов, я считаю, что он начнет активно применяться в 2025 г., особенно когда организации начнут инвестировать в него и проверять потенциальную окупаемость инвестиций. Они видят, что модели ИИ развиваются достаточно быстро, чтобы соответствовать их целям».

ИИ-агенты не будут ограничиваться офисными средами или технологическими отраслями — они также изменят традиционно использующие физический труд отрасли, такие как строительство. «В 2025 г. ИИ-агенты будут внедряться во все отрасли — даже в такие традиционно низкотехнологичные, как строительство, — говорит Раджитха Чапарала, вице-президент по продуктам, данным и ИИ SaaS-компании Procore, специализирующейся на управлении строительством. — Они станут опорой на этапах проектирования, версионирования и аудита строительных проектов. Функции ИИ позволят существенно сократить и устранить необходимость участия человека в выполнении утомительных ручных задач (таких как отслеживание бюджета и удовлетворение потребностей персонала), а также поддержать обучение и набор рабочей силы».

ИИ-агенты также изменят вычислительную инфраструктуру. По словам главного специалиста по анализу данных компании Talentica Software Абхишека Гупты, «по мере того как отдельные агенты будут становиться все более сложными и ресурсоемкими, их размещение на одной машине уже не будет целесообразным. Вместо этого агенты будут работать во взаимосвязанных сетях, координируя задачи в режиме реального времени для получения согласованных результатов. Этот сдвиг позволит создавать масштабируемые и устойчивые мультиагентные экосистемы, которые позволят организациям использовать распределенные вычислительные мощности для получения унифицированных результатов от агентов, работающих в разных местах. Эта тенденция изменит подход организаций к решению сложных задач, сделав распределенное взаимодействие агентов новым стандартом автоматизации и рабочих процессов на основе ИИ».

Преодоление разрыва между человеком и технологиями с помощью ИИ-агентов

Алекс Зекофф, генеральный директор компании Thoughtful AI, занимающейся автоматизацией доходного цикла на базе ИИ, также считает, что 2025-й станет годом широкого внедрения ИИ-агентов. «В следующем году больше внимания будет уделяться сокращению расходов, жесткой экономии и положительному денежному потоку и меньше — росту любой ценой. Внедрение ИИ-агентов поможет контролировать расходы, так как в условиях высокой инфляции требуются меры жесткой экономии», — прогнозирует он.

Однако, по словам Зекоффа, потребность в людях все равно останется: ИИ-агенты будут управлять системами, но люди по-прежнему будут принимать общие стратегические решения в течение следующих нескольких лет.

Другие эксперты считают, что ИИ-агенты будут очень похожи на людей. Хассан Раза, генеральный директор Tavus, занимающейся генерацией видео с помощью ИИ, говорит, что в течение следующего года «ИИ-агенты будут в геометрической прогрессии двигаться в сторону того, чтобы выглядеть и звучать как люди; они станут делать все — от преобразования опыта электронной коммерции до решения проблем психического здоровья».

Через три-пять лет, по его прогнозам, «ИИ-агенты будут практически неотличимы от людей не только по речи и внешнему виду, но и по способности выражать эмоции и реагировать на них, а также использовать сложные рассуждения для выполнения задач от нашего имени».

Дорога вперед для генеративного ИИ

По мере развития GenAI в 2025 г. и далее его влияние будет распространяться все глубже в отраслях, изменяя методы работы, инноваций и конкуренции. От более эффективных моделей вывода и измеримых бизнес-результатов до появления автономных ИИ-агентов — технология превратится из экспериментальной новинки в важнейшую инфраструктуру. Хотя такие проблемы, как стоимость, регулирование и взаимодействие человека и ИИ, остаются, эксперты сходятся во мнении, что GenAI стремительно развивается и имеет огромный трансформационный потенциал.