Рассмотрим, как компании-производители используют данные о маркировке прямо сейчас и какие у них есть перспективы по управлению такими сведениями на горизонте
Государственная система мониторинга товаров «Честный Знак», активно внедряемая в последние годы, произвела большие изменения в сфере сбора и анализа данных. Благодаря системе российские поставщики не только смогли противостоять проникновению на прилавки контрафактной продукции (в отдельных отраслях рост легального рынка достиг
Компании стали осознавать, что такая информация — это новый источник для поиска инсайтов о состоянии рынка. Умея правильно использовать сведения о маркировке, бизнес может повышать качество прогнозной аналитики, более точно планировать поставки и, как следствие, больше зарабатывать. Куда направлен тренд на использование данных и чего ждать бизнесу в будущем?
Откуда бизнес брал данные
Раньше сведения, необходимые для анализа тенденций рынка, бизнес получал из разрозненных источников. Как правило, это были сведения о собственных продажах из ERP-систем, чековая аналитика по данным ОФД, купленные отчеты от дистрибьюторов и различных структур розничного звена, платная конкурентная отчётность от аналитических агентств и маркетплейсов, а также многие другие источники. Вся поступавшая информация не могла использоваться в «сыром» виде — ей требовалась проверка, обработка и валидация, и эти задачи ложились на сотрудников компаний. Так было до запуска государственной системы мониторинга «Честный Знак», которая аккумулирует сведения от всех поставщиков и производителей, товары которых подпадают под требования обязательной маркировки. С 2022 года система предоставляет данные о продажах собственных продуктов, а с 2024 года количество данных расширилось сведениями о других участниках рынка.
Как бизнес использует данные сейчас
Сегодня данные маркировки широко используются различными подразделениями многих российских компаний, особенно в фармацевтической отрасли и сфере FMCG.
Согласно опросу Utrace, в котором приняли участие компании сегмента enterprise, более 90% респондентов заявили о том, что помимо традиционных источников и корпоративных ИТ-систем они также используют в своих исследованиях данные о маркировке из «Честного Знака».
Среди наиболее активных пользователей — сотрудники отдела продаж (31%), маркетологи (24%) и топ-менеджмент (14%). Так, руководители высшего звена имеют доступ к информации для принятия стратегических решений. Маркетологи используют данные для анализа рынка, запуска новых продуктов и оценки эффективности рекламных кампаний, а специалисты коммерческих отделов могут отслеживать фактические продажи и корректировать свои сбытовые планы.
В целом, как показал опрос, с момента ввода системы «Честный Знак» в эксплуатацию, всё больше компаний начинает опираться на сведения о маркировке в качестве достоверного источника информации о состоянии рынка. Две трети опрошенных сообщили, что пользуются аналитикой из ГИС МТ на постоянной основе только последние два года. Треть компаний-респондентов заявила, что планирует расширить области ее использования внутри подразделений, отвечающих за развитие бизнеса.
По мере того, как цифровая маркировка охватывает всё больше индустрий, повышается и точность сведений, которые можно получить с её помощью. Сегодня респонденты отмечают, что сходимость данных из «Честного Знака» с данными от аналитических сетей и других источников, составляет уже 98%.
С постепенным переходом на полную прослеживаемость товаропроводящей цепи, ценность таких данных будет только возрастать. Это произойдет потому, что бизнес сможет по принципу одного окна получать детальную и актуальную картину о движении товаров, более глубоко понимать динамику продаж, предпочтения потребителей, а также свою рыночную позицию.
Это позволит компаниям в перспективе отказаться от части источников аналитики и принимать более взвешенные управленческие решения на базе только ГИС МТ. По такому пути планируют пойти две трети опрошенных — на горизонте
Будущее использования данных
Глобально в 2025 году компании видят основное применение данных, в том числе данных маркировки, в стратегическом планировании и прогнозировании, а также в улучшении процессов продаж и клиентских взаимоотношений. Какие технологические тренды по использованию данных будут актуальны в компаниях в ближайшие
Этапы работы с корпоративными сведениями можно условно разделить на две составляющие — при участии автоматизированной системы и при участии человека. Как правило, уровень цифровой зрелости российских компаний позволяет организовать процедуры сбора данных и их «умную» обработку в автоматическом режиме. Однако процесс принятия решений до сих пор остаётся прерогативой человека. Здесь заложен наибольший потенциал и для будущего использования данных.
В перспективе компании будут создавать собственные инструменты для роботизации процессов принятия решений при помощи ИИ и технологий машинного обучения. Такие инструменты будут способны самостоятельно анализировать информацию, выявлять скрытые закономерности и предлагать оптимальные решения, например, подсказывать специалисту по логистике, сколько товаров отгрузить в конкретную точку продаж в зависимости от предпочтений локальных потребителей.
Следующий эволюционный шаг — создание бизнесом собственных больших языковых моделей (large language model, LLM), на базе которых можно обучать ИИ. LLM позволят по-новому взглянуть на накопленную в компаниях экспертизу, а также запускать на их основе собственные экспертные системы. Сегодня в крупных компаниях запрещены публичные LLM, такие как ChatGPT. Это связано с риском утечки чувствительной информации. Однако многие R&D-специалисты работают над созданием внутренних LLM, позволяющих безопасно обучаться на собранных корпоративных данных и развивать рекомендательные сервисы для сотрудников.
Ещё один тренд — автоматизация коммуникаций, не предполагающих прямого участия человека, при помощи ИИ-агентов — интеллектуальных ассистентов, которые будут подсказывать конкретные действия, наиболее эффективные для сотрудника здесь и сейчас. Например, такой агент в начале рабочего дня сможет составлять персонализированные рекомендации о том, что лучше сделать специалисту с точки зрения управления спросом на тот или иной товар или на что обратить внимание покупателей при личном общении.
В целом, тенденции на использование данных маркировки не отличаются от общих трендов работы с данными. Рынок движется к тому, чтобы оптимизировать процессы, больше знать о потребителях, максимально персонализировать коммуникацию и на каждый точечный запрос получать конкретные рекомендации по дальнейшим действиям. Именно такой подход позволит выстроить прозрачный процесс управления данными и помочь бизнесу извлекать реальную выгоду из накопленных корпоративных сведений.