В последние годы многие государства усилили интерес к развитию экономики данных. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал зарубежные документы стратегического планирования и политики управления данными и выявил ключевые тренды и подходы стран в этой сфере.
Среди общих приоритетов — формирование рынка данных, создание условий для вовлечения данных в экономический оборот, извлечения максимальной ценности для пользователей.
В числе основных направлений политики:
- переиспользование данных, особенно генерируемых населением и госсектором;
- повышение качества данных (актуальность, своевременность, полнота);
- нормативное регулирование, решение дилеммы «защита данных и приватность, деперсонализация и деклассификация» VS «польза для потребителей данных»;
- регулирование рынка данных, правила обмена данными по всему жизненному циклу (производители — интеграторы — поставщики — пользователи);
- управление открытыми данными, координация между госорганами, функции распорядителей данных;
- стимулирование инвестиций в данные;
- инфраструктура сбора, хранения, обмена данными (Интернет вещей, связь, цифровые платформы, центры обработки данных и др.);
- искусственный интеллект как один из важнейших потребителей данных (для обучения и для работы);
- компетенции по работе с данными (data culture) в госсекторе и бизнесе;
- оценка экономической ценности данных (подходы, стандарты, их внедрение);
- мониторинг, измерение повторного использования данных и эффектов.
Вместе с тем сопоставительный анализ подходов к управлению данными в Китае, Индии, Сингапуре, Великобритании и Европейском союзе (ЕС) показывает, что несмотря на многие схожие черты, политики в области данных имеют ряд значительных отличий.
Все страны стремятся обеспечить защиту персональных данных. Самый жесткий подход — в ЕС (права человека выше интересов бизнеса), наиболее бизнес-ориентированный — в Сингапуре (максимально возможное содействие использованию данных в коммерческих целях).
Условия обмена данными заметно варьируют по странам: в Китае он возможен только в рамках госсектора или в одностороннем порядке от бизнеса к госорганам; в Сингапуре же для бизнеса сформирована доверенная система обмена данными B2B с едиными правилами и типовыми договорами. Большинство стран (Индия, Великобритания, ЕС) содействуют обмену неперсональными и обезличенными данными, по крайней мере в стратегически и общественно значимых сферах, для извлечения из них максимальной ценности.
Возможности трансграничных потоков данных в стратегиях стран также существенно различаются. Сингапур и Великобритания придерживаются политики открытости. ЕС запрещает передачу данных своих граждан в любую страну, которая не принимает правила, эквивалентные GDPR. Тем самым ЕС подталкивает другие страны принять свой подход к защите данных. Китай полностью запрещает передачу данных за рубеж.
Большинство стран признают ключевое значение данных для экономики. Примечателен пример Китая, где данные на государственном уровне определяются как новый фактор производства (data resources), что отражается в таких ключевых направлениях политики управления данными, как повышение качества и стандартизация данных, создание и совершенствование систем, содействующих сбору, обмену и использованию данных, и др. Для их реализации в Китае создан специализированный орган (National Data Bureau).
Павел Рудник, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, отметил: «Результаты наших исследований последних лет показывают, что технологии работы с большими данными, инструменты аналитики и машинного обучения уже получили довольно широкое распространение во многих отраслях экономики. В то же время потенциал коммерциализации данных пока явно недоиспользован. Зачастую мы еще даже не осознаем ту ценность и выгоды для экономики и общества, которые может принести введение данных в экономический оборот. В России сейчас ведется проработка нового Национального проекта „Национальная экономика данных“, определяются основные контуры политики в этой сфере. В ближайшей перспективе будет необходимо критически оценить эффективность действующих норм, многие „правила игры“ придется создать практически с нуля, координируя усилия по формированию институтов и инфраструктуры полноценного рынка данных, который пока находится на ранней стадии развития, как и в большинстве других стран. И здесь есть множество развилок, даже на уровне базовых принципов и подходов к регулированию. Разнообразие применяемых за рубежом моделей управления данными довольно велико — от сугубо протекционистских до довольно либеральных. Государству предстоит найти баланс между такими зачастую противоречивыми ориентирами, как обеспечение защиты персональных данных и суверенитета данных, с одной стороны, и стимулирование вовлечения данных в оборот и извлечения из них максимальной ценности, с другой».