Блокчейн часто является решением, находящимся в поисках проблемы, но нет нужды сохранять такое положение вещей, пишет обозреватель Мэтт Асей на портале TechRepublic.
Главным свидетельством, что блокчейн не готов к широкому распространению, является количество денег, расходуемых производителями на попытки выяснить, почему каждый должен использовать эту технологию. Как говорится в недавней статье Reuters, «компании, включая банки, крупные магазины и производителей техники тратят миллиарды долларов, чтобы найти блокчейну применение». Если приходится платить миллиарды лишь за поиски аргументов в пользу использования этой технологии, а не за создание решений реальных проблем клиентов, дело обречено на провал.
Все так хорошо начиналось... А в действительности?
Блокчейн возник как способ защитить транзакции биткоина. Эта технология никогда не работала так, как утверждалось в рекламе. Биткоин и его детища получили свою долю мошеннических операций. За последний год было украдено криптовалют более чем на 1 млрд. долл. Тем не менее, производители вступили в эту игру. Google производит поиск по блокчейнам. IBM купила роскошное здание, чтобы продавать свои решения. Но если посмотреть на доходность блокчейна за последние несколько лет, то окажется, что эта технология не платит по счетам.
Не один Голубой гигант получает небольшую отдачу от инвестиций в блокчейн. Агентство Reuters познакомилось с 33 анонсированными в последние годы проектами в области блокчейна и обнаружило, что примерно треть из них застряла на этапе тестирования и ни один на получил широкого распространения. Все они остаются научными проектами. Причем очень дорогостоящими.
Запуск проектов происходил под звуки фанфар, а теперь специалисты называют их «сияющим миражом», «трансформацией, а не большим взрывом» и «путешествием», которое даст результат через три-семь лет. Непонятно, что изменится в ближайшие годы, если учесть, что уже несколько лет ничего не происходит. Но надежда умирает последней.
Решение в поисках проблемы
Будем надеяться, что производители потратят немного больше времени на общение с клиентами, чтобы выяснить, какие реальные проблемы необходимо решить. Как заявил агентству Reuters руководитель подразделения рыночной технологии NASDAQ Ларс Оттерсгард, «польза от использования блокчейна вместо традиционной технологии не очевидна». Или, как написал в 2017 г. генеральный директор True Link Financial Кай Стинчкомб, «за десять лет никто не придумал, как использовать блокчейн».
Это преувеличение, но вероятно, небольшое. Энтузиастам блокчейна придется по сердцу принятое AWS в 2018 г. решение запустить управляемый сервис блокчейн. AWS многое делает из-за своей «одержимости интересами клиентов», и представляется, что эта одержимость реальна. Но показательно, что одновременно AWS анонсировала СУБД Amazon Quantum Ledger Database, которая предоставляет важнейшие функции блокчейна, не нуждаясь для этого в распределенном консенсусе. Иными словами, это не нестоящий блокчейн. Но это, вероятно, прекрасно подходит реальным предприятиям с их реальными проблемами, за решение которых они платят реальные деньги.
В конечном итоге, победителями окажутся те производители, которые уделяют большое внимание сегодняшним потребностям клиентов, а не те, кто платит миллиарды за решение их будущих проблем. Будущие проблемы носят гипотетический характер, актуальные проблемы легко обнаружить. Нужно лишь поговорить с клиентами и выслушать их ответы. Те, кто это сделает, вероятно, будет тратить меньше времени на разработку «решений» с помощью блокчейна и больше на создание реальных СУБД и особенно на то, чтобы сделать их проще в использовании. На вопрос, оказался ли блокчейн проще или сложнее, чем ожидалось, почти 60% ответили «сложнее». Поэтому едва ли блокчейн является рецептом успеха.