Летом 1985 г. Институт проблем информатики АН СССР (ИПИ) проводил работу по выбору и организации закупок импортных персональных компьютеров для преподавания основ информатики и вычислительной техники в школах. Работа эта проходила в рамках реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 г. № 271 “О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс”. Четвёртого июля в ИПИ состоялась встреча с приехавшими представителями фирмы Apple — её основателем и руководителем Стивом Джобсом и вице-президентом Альбертом Эйзенштадтом. Со стороны ИПИ во встрече участвовали: директор института академик Борис Николаевич Наумов, его заместитель Виктор Георгиевич Захаров, учёный секретарь Виктор Николаевич Захаров, руководители отделов Игорь Яковлевич Ландау и Валентин Петрович Семик, а также помощник директора по международным вопросам Иван Михайлович Костылев.
В начале встречи Стив Джобс выразил намерение прислать десять-двенадцать компьютеров, установить их и организовать семинар на 200—250 человек по использованию этих машин в учебном процессе — ориентировочно в сентябре-октябре. Он обещал направить письма на имя академиков Е. Велихова (вице-президента АН СССР) и Б. Наумова. Сообщил, что фирма Apple является ответственной за проблему компьютерного образования в США и есть много опытных учителей. В свою очередь Б. Н. Наумов рассказал об опыте Учебно-производственного центра по вычислительной технике (УПЦ, ныне на его базе работает Лицей информационных технологий, ЛИТ), о проведённых встречах с представителями японских компьютерных компаний. И просил Стива Джобса прислать учебник по обучению работе с компьютерами.
Затем на территории УПЦ состоялся семинар, на котором выступил Стив Джобс. Сейчас несомненный интерес представляют основные мысли, высказанные им в своем выступлении. Мне, к счастью, удалось в основном законспектировать его.
Привожу по записям текст выступления Стива Джобса.
Я — выходец из Кремниевой долины, штат Калифорния. Электроника у меня в крови. Десять лет назад в одном американском журнале была опубликована статья об эффективности передвижения биологических существ. На первое место попал кондор. Но довольно велика оказалась и эффективность человека на велосипеде. Это говорит о том, насколько важны инструменты для увеличения возможностей.
ПК — это инструмент усиления интеллектуальных возможностей. Что же такое ПК? С одной стороны, это новое средство, как печать, радио или телевидение. Но в то же время это специальный инструмент для программирования. Вопрос — какая разница между телевизионной и компьютерной программой? Все хорошо знакомы с телевизионными программами. Компьютерные программы содержат массу новых принципов, но все они подчинены одному главному принципу — интерактивности. Почему в настоящее время около 1 млрд. долл. в год люди тратят на приобретение видеоигр? Потому что такие игры дают интерактивный эксперимент. Более академическое название этому — моделирование. Мы можем принять ПК как новое средство и осуществить гораздо более сложное моделирование с помощью программного обеспечения (ПО) — и это даст революцию в образовании.
В видеоигры играют дети с 7—8 лет, и все время идет их усложнение. Это наиболее сильный процесс. В течение нашей жизни компьютеры тоже становятся все сложнее и сложнее. Может быть, с их помощью можно будет обрести общий взгляд на мир. Это одна из важнейших вещей для прогресса цивилизации. Сейчас мы можем читать труды, но не можем задать вопрос. Но может быть, наши дети или дети наших детей смогут с помощью ПК задать вопросы Ленину.
Если бы у меня были дети, то я учил бы их на компьютерах Apple-2 и Macintosh. Сейчас Macintosh, работающий на микропроцессоре Motorola 68000, используется во многих колледжах США. К настоящему времени уже продано около 2 млн. Apple-2 и 400 тыс. Macintosh. В месяц производится около 50 тыс. Apple-2 и 20 тыс. Macintosh. Умение работать на этих ПК можно освоить за 40—50 часов. Для специалиста это хорошо, но для пользователя 40—50 часов — слишком много. С IBM PC идет около 800 стр. документации, и вполне можно научиться пользоваться ею.
Переход к Macintosh требует 512×342 точки на экране (новый интерфейс). Программное обеспечение делится на два класса: искусственный интеллект (ИИ) и все остальное. К остальному относятся, в частности, Юникс и Си — системные средства, но очень мало ПО для конечного пользователя. Прикладное ПО становится все сложнее. Это хорошо для специалистов, но никак не для всех остальных. Надо разрабатывать другие версии.
В области ИИ есть язык LISP, есть специальный очень дорогой LISP-компьютер. LISP на IBM PC выполняется очень медленно. COMMON LISP на Macintosh работает в 52 раза быстрее, чем на IBM PC, — как символьная машина; соответственно снижается стоимость, создается экспериментальная система.
Последнее направление исследований — вторая область: аппаратное обеспечение (RISC-процессоры). М68000 может выполнять 500 различных инструкций, в 10 раз больше, чем PDP-8. Это не очень хорошо. Три четверти площади кристалла используется для интерпретации 450 дополнительных инструкций. Мы имеем сверхумные компиляторы. Такой компилятор может обойтись полусотней инструкций. Это высвободит 75% площади для кэша и регистров, позволив ускорить работу в десятки раз. Таким образом, есть процессоры размером как у М68000, но работающие в десять раз быстрее за счет сверхумных компиляторов. В сфере ПО основные исследовательские усилия направлены на объектно-ориентированные языки — это наиболее важная область.
На заданный вопрос о перспективе использования сопроцессоров и спецпроцессоров Джобс ответил, что они имеют в основном специальное применение, реализуя в первую очередь параллельные процессы. Обработка параллельных процессов — это путь развития микропроцессоров. Мы пока ещё не знаем о ПО, но hardware понимаем. Есть два пути развития параллельных процессоров: каждому процессору свой кэш либо разделение общей памяти между ними. Надо распараллеливать главную память между процессорами. Если в главной памяти происходят изменения, вызванные другим процессором, то это должно отражаться в кэш-памяти. С такой целью разработана специальная кэш-память. Для распараллеливания должны быть специальные алгоритмы, причём они должны быть в составе операционной системы. Через шесть-семь ПК с мультипроцессорами по мощности будут соответствовать суперкомпьютеру CRAY.
После семинара и выступления Стива Джобса продолжилась встреча в более узком кругу. Б. Н. Наумов рассказал о достижениях в сфере ПО в СССР, о том, какие ведутся работы. Джобс сказал: “Для меня интересны не политика, а научные контакты. Я очень хотел бы встретиться с М. Горбачевым. Мы приехали по своей инициативе и хотим изучить пути сотрудничества. Не надо делать машины-игрушки. Мы пошлем вам класс, дадим информацию об опыте применения. Мой совет — используйте для образования Apple-2”.
Далее договорились о передаче Джобсу схемы клавиатуры с кириллицей и кодификации кириллицы. Эти материалы я на следующий день отвез и передал ему в новую (тогда) гостиницу “Интурист”, в 824-й номер, где он останавливался. В заключение встречи Стив Джобс попросил Бориса Николаевича Наумова приписать на открытке с видом Кремля к посланию, которое он хотел отправить по почте из Москвы своей девушке, на русском языке: “Я тебя люблю”. И сказал — представляю, как она удивится.
В том же 1985-м, уже после визита Джобса в Москву, состоялось его первое увольнение из фирмы Apple. И многие планы оказались не полностью выполненными. Сегодня, когда весь мир сожалеет об уходе этого гениального человека из жизни, у меня перед глазами, как живой, стоит его образ — молодого, красивого, очень энергичного парня.