В дополнение к соображениям, изложенным в нашей публикации «Создание госинтегратора — плохая идея», в направленном в правительство отзыве АПКИТ обращается внимание на то, что «вследствие появления крупного госинтегратора независимые компании лишатся существенных средств для развития, что приведет к ухудшению ситуации в ИТ-отрасли. Сегодня многие частные интеграторы имеют дочерние компании, в том числе среди резидентов „Сколково“, которые разрабатывают российские программные продукты. Недофинансирование лишит их возможности создавать отечественные решения и тем самым подорвет планы по импортозамещению. Имеющийся на внутреннем рынке объем заказов часто не позволяет окупить новые разработки. Для создания качественных тиражируемых решений независимых российских компаний нужны как продажи на внешнем рынке, так и на внутреннем».
Также обращается внимание на то, что «государство во всех странах всегда выступало крупнейшим заказчиком ИТ и движителем развития инноваций через эти заказы. В качестве примера можно привести любую крупную американскую ИТ-компанию в пору становления, например, Oracle, IBM или китайские Huawei, ZTE, Pantum и др».
Отмечается и такой тревожный симптом: «Среди потребителей ИТ в России продолжает развиваться тенденция, при которой часть крупных заказчиков старается сформировать собственные ИТ-команды. Большие добывающие или финансовые структуры могут себе позволить создавать не тиражируемые программные продукты, не заботясь ни о затратах на программистов, ни об их эффективности. Нередко их дочерние ИТ-структуры, имея доступ к неограниченным бюджетам материнских компаний, даже конкурируя внутри холдингов, не в состоянии конкурировать вовне. Их экспертиза сконцентрирована внутри задач холдинга. Поэтому даже высококлассная команда программистов, реализовав единичный проект, не имеет возможности совершенствоваться».
Завершается официальный отзыв (он направлен в адрес премьер-министра Д. А. Медведева, его заместителя М. А. Акимова и председателя фонда «Сколково» А. В. Дворковича) так: «Если мировые лидеры выбирают аутсорсинг, то в ряде госкомпаний России, наоборот, переходят к инсорсингу. К сожалению, эффективность таких команд часто оставляет желать лучшего. Их проекты получаются дорогими и неэффективными. При этом они отнимают кадровые и финансовые ресурсы у отечественной ИТ-индустрии через завышенные зарплаты и преференции в доступе к госзаказам. По некоторым экспертным оценкам... уже сейчас большая часть рынка, почти все крупные клиенты и проекты потеряны для независимого ИТ-бизнеса, и рыночная доля таких клиентов и проектов растёт».