Гостем очередной онлайновой встречи членов ассоциации РУССОФТ «Цифровые Лидеры» стал старший вице-президент «Ростелекома» по информационным технологиям Кирилл Меньшов. Открывая ее, президент РУССОФТа Валентин Макаров посетовал, что ему трудно даже представить, как можно управлять такой огромной ИТ-инфраструкторой, которой располагает «Ростелеком», и более того, как проводить изменения в такой инфраструктуре и осуществлять цифровую трансформацию.
Кирилл Меньшов напомнил, что «Ростелеком» достаточно своеобразная организация, не имеющая аналогов в нашей стране и обладающая
Если говорить о внутренней трансформации «Ростелекома», то, по мнению Кирилла Меньшова, пандемия ее существенно ускорила: «Когда половина сотрудников холдинга, а это около 60 тыс. человек, была вынуждена работать удаленно, то, конечно, им пришлось сильно цифровизировать свои процессы. Как говорится, каждому великому шагу вперед всегда предшествует сильный пинок в зад. И именно пандемия стала таким пинком». С другой стороны, «Ростелеком» обеспечивал аналогичную трансформацию множеству российских компаний, каждой из которых приходилось отвечать на свои главные вызовы. У одних это были проблемы кибербезопасности, у других — переход в облака для обеспечения непрерывности бизнеса и т. д.
«Члены РУССОФТа — разработчики софта, и, конечно, им интересно знать мнение тех, для кого мы работаем, — полюбопытствовал Валентин Макаров. — Как можем мы участвовать в подобных процессах и, вообще, нужны ли „Ростелекому“ для этого компании и программисты, не входящие в его экосистему?».
«Вас интересует, как участники ассоциации РУССОФТ могут работать с „Ростелекомом“, как покупателем, — предположил Кирилл Меньшов. — Я хочу напомнить, что „Ростелеком“, как и некоторые наши дочерние общества, также является членом РУССОФТа и точно так же заинтересован в поиске покупателей. Ведь мы — не просто телеком-оператор, мы крупная многопрофильная компания, в которой трудятся тысячи программистов. Мы являемся как интегратором и потребителем решений, так и разработчиком и продавцом собственных продуктов. В российском реестре ПО зарегистрировано около 70 наших программных продуктов. Бывает, что компании пытаются продавать нам приложения, подобные тем, что мы сами разрабатываем и продаем на рынке».
По мнению Валентина Макарова, из этого, вроде бы, следует, что «Ростелеком» самодостаточен и способен создавать свои решения собственными силами. Нужны ли ему внешние компании с их разработками и опытом работы в разных странах и отраслях? Необходимо ли ему встречное движение со стороны индустрии, которое помогло бы найти новые идеи, новые стартапы, новых поставщиков услуг? Или остальным игрокам предлагается заниматься своим делом и не пытаться сотрудничать с «Ростелекомом»?
«Напротив, мы являемся одним из элементов отечественной ИТ-экосистемы и взаимодействуем с целым рядом российских вендоров, — возразил Кирилл Меньшов. — Мы придерживаемся поствендорного взгляда на жизнь, который предполагает, что пришло время не монолитных коробочных приложений одного вендора, диктующих заказчику, как он должен вести свой основной бизнес, а сильно кастомизированных решений, а иногда и собственных разработок, в полной мере учитывающих специфику деятельности данной компании. Из-за этого значение традиционных вендоров и интеграторов существенно снизилось. Для нашего основного бизнеса мы стараемся использовать приложения собственной разработки, а в технологической платформе применяем лучшие доступные на рынке решения как от внешних вендоров (в том числе, членов РУССОФТа), так и от сообщества Open Source. Что касается прорывных инноваций, то для выявления наиболее перспективных стартапов мы сотрудничаем с ФРИИ. Тем не менее, мы не пытаемся сами разработать все, что нужно нашим заказчикам, и очень часто используем решения внешних партнеров, многие из которых являются членами РУССОФТа».
Валентин Макаров отметил, что, как правило, компании масштаба «Ростелекома» стремятся предлагать свои продукты, услуги и инфраструктуру не только внутри страны, но и на международных рынках, конкурируя с ведущими зарубежными операторами. Он поинтересовался, есть ли такие планы у «Ростелекома»? Кирилл Меньшов посетовал, что нельзя быть одинаково хорошими и сильными во всем. Компания должна выбрать стратегический фокус и сконцентрировать усилия на нем. «Ростелеком» принял для себя стратегию работы, в основном, на территории России. Разумеется, у него есть и зарубежные проекты, есть иностранные заказчики облачных услуг, но это довольно незначительная часть в общем объеме бизнеса холдинга.
Как известно, половина продукции российской индустрии разработки софта — это экспорт. Компании, входящие в РУССОФТ, накопили колоссальный опыт решения всевозможных задач для разных сегментов экономики, в том числе для зарубежных операторов связи. Валентин Макаров, озвучивавший еще и вопросы, которые поступали от участников встречи, поинтересовался, представляет ли интерес для «Ростелекома» подобный опыт цифровой трансформации зарубежных операторов связи, накопленный российскими компаниями?
«Мы — государственная компания, и либо мы осуществляем трансформацию сами, либо выбираем исполнителя в рамках процедуры госзакупки по
Вероятно, пытаясь оценить, на какую «долю пирога» могут рассчитывать внешние разработчики, кто-то из участников встречи спросил, какую часть выручки «Ростелекома» формируют продукты, которые созданы в самом холдинге? Кирилл Меньшов признался, что этот показатель посчитать очень трудно и сейчас он его назвать не может. Одна из причин состоит в том, что собственные продукты приносят холдингу ценность и выручку разными путями: есть продажи лицензий, есть подписки, есть доля в интеграционных проектах. Думается, имеется также сложность в формировании данного показателя, связанная с тем, что в рамках холдинга некоторые разработки продаются сначала внутренним заказчикам, то есть тем или иным подразделениям «Ростелекома». Впрочем, Кирилл Меньшов пообещал, что в корпоративном годовом отчете, который должен выйти в марте-апреле, цифры по выручке будут детализированы.