Центральной темой Innovation Summit Moscow 2021, который в конце апреля провела компания Schneider Electric, стала тема устойчивого развития, краеугольным камнем которого является принцип инвестирования ESG (Environmental — экология, Social — социальное развитие, Governance — корпоративное управление). Важно отметить, что сама Schneider Electric в 2021 г. была признана самой устойчивой компанией в мире по версии Global 100 исследовательской компании Corporate Knights.
Как сообщила исполнительный вице-президент компании в Европе Барбара Фрей, индекс устойчивости развития Schneider Electric включает шесть долгосрочных обязательств: позитивное воздействие на климат, прежде всего декарбонизация; эффективное использование ресурсов; сохранение доверия к компании в социальном окружении; обеспечение равных возможностей каждому сотруднику; раскрытие потенциала каждого поколения; расширение возможностей местных сообществ.
Своего устойчивого развития Schneider Electric достигает за счет использования комплекса технологий, которым располагает в настоящее время и постоянно развивает — около 5% годовой выручки компания направляет на НИОКР. В представлении Schneider Electric будущее будет электрическим (потребление электроэнергии будет только расти) и, конечно, цифровым. Цифровые технологии меняют взаимодействие людей с окружающей средой. По словам Барбары Фрей, соединение цифровых и электротехнологий позволит благодаря Интернету вещей образовать новые связи, а в итоге построить всеобъемлющую мировую связность. Чтобы воспользоваться ее преимуществами, нужно научиться эффективно обрабатывать большие данные, чтобы потреблять ресурсы более ответственно, строя «умные» здания, «умные» города, развивая «умные» производства.
Концепция устойчивого развития компании, сообщил исполнительный вице-президент по стратегии и устойчивому развитию Schneider Electric Оливье Блюм, распространяется на экосистему, включающую клиентов, партнеров и поставщиков. В рамках этой концепции компания стремится помочь всем вовлеченным в нее максимально эффективно использовать ресурсы и энергию. Реализацию концепции компания контролирует конкретными метриками, которые она разработала и сделала публичными. Так, Schneider Electric планирует к 2030 г. сократить на 35% выбросы углекислого газа, производимые в ходе ее деятельности, и запускает программу, которая поможет снизить выбросы углекислого газа в цепочках поставок на 50% для тысячи главных поставщиков компании.
Президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе выделяет четыре фактора, влияющих на бизнес компании. Он называет их векторами интеграции: объединение энергетики и автоматизации; единая архитектура для передачи данных от конечных точек до облаков; платформа для обслуживания объектов на протяжении всего жизненного цикла — от проектирования до утилизации; переход от контроля раздельных объектов к контролю всех объектов через единый операционный центр.
Наибольшее негативное влияние на окружающую среду из хозяйственных отраслей, отмечает директор Центра энергетики МШУ Сколково Ирина Гайда, оказывают ТЭК, металлургия и другие энергоемкие отрасли, при этом только на ТЭК приходится около четверти ВВП страны. По этой причине принцип инвестирования ESG особенно не просто реализовать в России.
Изменения в сторону экологичности требуют скоординированных действий по отраслям, городам, регионам, в стране в целом, для чего нужно регуляторное давление в этом направлении, а оно у нас, считает Ирина Гайда, пока находится в стадии формирования. Не принадлежит Россия, по ее словам, и к числу мировых лидеров в области социального развития. Драйверами же по всем трем направлениям ESG — экология, социальное развитие, управление — сегодня в России, по ее мнению, выступают только отдельные крупные частные компании и госкорпорации. Среди них: «Северсталь» («Всемирная ассоциация стали», в которую входят 80% сталелитейных компаний мира, признала ее глобальным лидером устойчивого развития в отрасли), «Росатом» (в 2020 г. госкорпорация стала членом международной сети Глобального договора ООН, которая объединяет компании, приверженные устойчивому развитию), «РУСАЛ» (самый крупный в мире производитель низкоугреродного первичного алюминия с планами свести выбросы углекислого газа к нулю).
К драйверам направления ESG в России директор бизнеса «Энергоэффективность и устойчивое развитие» компании Schneider Electric в России, СНГ и Польше Сергей Семенов добавил клиентов и международные глобальные тренды. Так, 72% клиентов в России заявляют о своих намерениях покупать продукцию ответственных компаний, а 73% готовы ради этого изменить свои модели потребления; 83% российских специалистов хотят работать именно в ответственных компаниях. К глобальным трендам Сергей Семенов относит снижение для ESG-компаний репутационных рисков, рисков снижения стоимости акций и потери рынков сбыта.
Следуя этим трендам, 90% руководителей российских компаний, согласно результатам исследования Schneider Electric, учитывают задачи устойчивого развития в своих бизнес-стратегиях; 50% российских компаний уже создали комитеты по вопросам устойчивого развития и выпускают нефинансовые отчеты о своей деятельности; примерно треть компаний включает данные об устойчивом развитии в свои годовые отчеты. Сергей Семенов отметил заметное изменение представления российских компаний о сроках окупаемости экологических проектов: если десять лет назад речь шла не более чем о двух годах, то сегодня, например, предприятия розничной торговли и пищевой промышленности готовы ждать четыре года окупаемости снижения выбросов углекислого газа на
Начинать движение в направлении ESG эксперты Schneider Electric рекомендуют со снижения потребления электроэнергии, и только после достижения оптимального по эффективности уровня имеет смысл заняться возобновляемой энергетикой, «зелеными» сертификатами, цепочкой поставок...
Несмотря на то, что цели устойчивого развития декларируются практически всеми странами, каждая страна, считает ректор МЭИ Николай Рогалев, оговаривает свою специфику движения к этим целям, основываясь на своих природных, экономических, политических особенностях. Однако ESG заставляет компании, работающие на мировом рынке, действовать в едином ключе в отношении к экологии.
Исследование, проведенное среди 500 самых крупных международных компаний, инвестирующих в устойчивое развитие, показало, что у них на 21% больше дивиденды, на 67% выше возврат инвестиций, чем у тех компаний, которые не инвестируют в это направление.
Опрос 100 российских компаний, проведенный накануне конференции, показал, что большая часть респондентов стратегически нуждается в реализации устойчивого развития в современном понимании этого термина, в его увязке с цифровой трансформацией.
Schneider Electric учредила всероссийскую премию по устойчивому развитию Green Light, нацеленную на выявление и поощрение лучших достижений российских компаний в области устойчивого развития и энергоэффективности. В ноябре планируется ее первое вручение. Одновременно Schneider Electric намерена создать сообщество российских компаний, заинтересованных в устойчивом развитии.