Так называлось июльское онлайн-мероприятие некоммерческого партнерства РУССОФТ. Но прежде чем рассматривать данных «китов» более подробно, необходимо отметить, что в нашей стране проблема дефицита ИТ-кадров возникла и обсуждается достаточно давно. Об актуальности данной проблемы свидетельствует и то, что, по словам главы Минцифры Максута Шадаева, решение кадровых проблем ИТ-отрасли является главным приоритетом его ведомства.

Оценку численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. можно найти на сайте АПКИТ. Кроме того, немало цифр на этот счет содержится в нашей публикации «О ситуации с дефицитом ИТ-кадров. Цифры и факты».

Разработчики ПО бьют кадровую тревогу

Из новейшего исследования РУСCОФТ cледует, что в 2020 г. совокупный штат профильных специалистов российских предприятий, специализирующихся на разработке ПО, увеличился на 12% и достиг 200 тыс. чел.

Для сравнения: в прошлогоднем исследовании АПКИТ отмечалось, что на тот момент в нашей стране общая численность ИКТ-кадров составляла около 1,8 млн. человек, из которых 0,95 млн. заняты в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях, 0,5 млн. заняты в ИТ-отрасли, и 0,35 млн. — в сфере телекоммуникаций.

То есть 200 тыс. «голов» — это вполне правдоподобная оценка общей численности российской армии разработчиков ПО. Особенно если детально не вникать в качественный состав этой армии, численность которой будет расти и дальше. Из новейшего опроса РУСCОФТ cледует, что в 2021-м в нашей стране общее количество разработчиков ПО предполагается увеличить ещё на 17%. То есть на 34 тыс. человек. Эксперты РУССОФТ отмечают: «В предыдущие два года прирост был также вполне приличным, но все же поменьше — 10-11%, а до 2017 года включительно он вообще не превышал 6-8%... По итогам 2020 г., вузы обеспечили 80% притока кадров софтверной отрасли России. Оставшиеся 20% дали другие источники (переподготовка кадров, переход разработчиков ПО в ИТ-индустрию из других отраслей, миграция трудовых ресурсов, ...). В предыдущие годы этот вклад был не меньше, достигая иногда и 90%».

Смогут ли отечественные вузы удовлетворить все возрастающий спрос на светлые ИТ-головы? На первый взгляд, да. Напомним: среди основных задач федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» значится не только подготовка большого количества ИТ-специалистов (до 120 тыс. человек в год), но и еще большего (до 800 тыс. человек в год) количества специалистов, обладающих, причем на современном уровне, компетенциями в области ИТ. Другое дело — как обеспечить не только количество, но и качество этих специалистов. Подчеркнем: на разного рода ИТ-конференциях речь, как правило, заходит не о дефиците ИТ-кадров и кадров, обладающих компетенциями в области информационных технологий, а о дефиците высококвалифицированных кадров. То есть кадров, способных использовать самые современные информационные технологии для решения конкретных задач, стоящих перед предприятиями и организациями.

При этом, по мнению ряда представителей ИТ-отрасли, качество подготовки профильных специалистов в российских вузах не отвечает запросам компаний.

Владимир Рубанов, член Правления РУССОФТ и CTO по разработке ПО Huawei R&D Russia, полагает, что особенность текущего момента состоит в том, что в нашей стране ситуация с избытком или нехваткой ИТ-кадров зависит от сегмента: «новоиспеченных выпускников курсов „Python за 3 дня“, и псевдо-программистов стало больше, чем необходимо отрасли — тут как бы не получилось как в свое время с экономистами и юристами. А вот качественных специалистов средней квалификации по разумной стоимости — не хватает. В то же время многие действительно high-end профессионалы не могут найти себе полноценное применение внутри страны из-за нехватки соответствующих высококлассных рабочих мест с задачами мирового класса и достойным вознаграждением. Впрочем, эта неоднородность не отменяет стратегии по увеличению числа ИТ-специалистов — есть надежда, что с развитием цифровой экономики рабочие места найдутся для всех категорий, а совокупная мощность российских айтишников будет определять не только экономическое развитие, но и гарантировать цифровой суверенитет».

Активнее работать со школьниками, студентами и ИТ-выпускниками

Что же касается «трех китов» подготовки сильных «цифровых кадров», то эти три кита у всех немного разные. Их наиболее четко и убедительно обрисовал Владимир Рубанов. По его мнению, «первый кит» состоит в том, что молодежи необходимо как можно раньше привить интерес к ИТ-cпециальностям. Чтобы они понимали, что в современном цифровом обществе работать в ИТ-сфере — это круто, престижно и перспективно. Ведь в среднесрочной перспективе (лет на 10 вперед) ландшафт российского рынка ИТ-труда в существенной степени определяется степенью интереса нынешних школьников к ИТ-профессии. При этом не обязательно пичкать школьников большим объемом предметных знаний. Важно просто привить им интерес к ИТ-специальностям. Чтобы они, окончив школу, стремились поступить в вуз по этим направлениям. А разным «тонкостям профессии» их можно обучить позже.

«Кит номер 2» заключается в том, что ИТ-компании должны активно работать со студентами и сотрудничать с вузами в области подготовки высококвалифицированных специалистов. Однако при этом не надевать на студентов «кандалы» в виде обязательств после окончания вуза работать в конкретной компании. «Мобильность ИТ-кадров внутри страны неизбежна, — полагает Владимир Рубанов. — И не нужно этого бояться до тех пор, пока люди остаются физически в России (а значит и налогово, и социально, и экономически). Вкладываясь в помощь вузам, надо думать об интересах ИТ-отрасли в целом, тогда с сильным кадровым пулом внутри страны и интересы государства, и интересы конкретных компаний-участников будут автоматически удовлетворены».

«Кит номер 3» состоит в том, что важно не только подготовить высококвалифицированных ИТ-специалистов, но и обеспечить их достойными рабочими местами внутри страны: «Потому что за российские ИТ-кадры идет глобальная конкуренция и каждый уехавший за рубеж российский специалист — это потеря для всей отрасли, а значит проблема для всех ее участников».

Вузы — не единственный источник ИТ-кадров

Директор тренинг-центра «Ауриги» Cергей Рыбий в целом согласен с теми «тремя китами» подготовки сильных «цифровых кадров», которые описал Владимир Рубанов. Он также согласен с тем, что при разговорах о рынке ИТ-труда необходимо обращать внимание на то, что ИТ-специалисты (или, как некоторые говорят, «цифровые кадры») — это не только программисты (от кодировщиков, знающих несколько языков программирования до «яйцеголовых» архитекторов ПО) и «технари», способные собрать и/или модернизировать то или иное ИТ-оборудование; но и специалисты в области данных (Data Science).

«Да, ИТ-компании должны прикладывать больше усилий к тому, чтобы ИТ-специальности были популярны среди молодежи. И не только среди неё. А что мы видим сейчас? Несколько лет тому назад большинство ИТ-компаний работало лишь со студентами 3-4 курсов. Которые уже чему-то научились и которых можно было привлечь к выполнению тех или иных проектов. Но в этой нише среди работодателей уже сейчас наблюдается огромная конкуренция. Поэтому внимание работодателей должно распространяться и на студентов младших курсов. А то и старшеклассников, — считает Cергей Рыбий. — В то же время необходимо понимать, что в настоящее время в нашей стране отечественные вузы не являются единственным источником квалифицированных ИТ-кадров. И ещё долго не будут таковыми. Точных цифр на этот счет нет, но многие полагают, что отечественные вузы сейчас выпускают лишь около 50-80 тыс. ИТ-специалистов в год, тогда как ежегодная потребность лежит в диапазоне от 150 до 500 тыс. Поэтому пропаганда ИТ-специальностей должна быть ориентирована не только на школьников, но и на зрелых специалистов, имеющих неайтишное образование. Однако многие боятся переквалификации. Почему? На этот счет есть несколько мифов. Один из них заключается в том, что только люди с особым складом ума могут работать в ИТ. И что программирование — это своего рода магия».

По его словам, прибрести ИТ-знания можно не только в вузе, но и на различных курсах (зачастую бесплатных), организуемых ИТ-компаниями. Кроме того, имеются образовательные платформ, где можно самообучаться по индивидуальным программам, учитывающим уровень знаний.

Федор Кирдяшов, директор департамента образования ГК Astra Linux и руководитель Комитета РУССОФТ по развитию, подготовке и переподготовке кадров, также отмечает, что большую роль в процессе подготовки ИТ-кадров играют не только университеты, но и компании реального сектора экономики. По его мнению, университеты должны понимать необходимость своевременной актуализации учебных планов и программ дисциплин, а компании быть готовыми привлекать свои ресурсы к процессу подготовки кадров и к определённым вложениям в процессе становления специалиста внутри компании.

Он полагает, что при подготовке школьников важно обращать внимание на успешных учителей и мотивировать их к тиражированию опыта и своих методик среди других учителей и школ. Важно также продумывать переход студента из вуза в компанию со стороны последней, к примеру, как молодой специалист будет развиваться в компании, на какую должность он туда придёт и кто будет его наставником.

Важны не только профессиональные знания, но и личные качества ИТ-специалистов

Обычно различают профессиональные знания и навыки (hard skills) и личные качества (soft skills) сотрудников. К последним, среди прочего, относят эмоциональный интеллект (ЭИ), коммуникабельность, предрасположенность к командной работе, стремление к постоянному обучению и развитию и многое другое. В рамках июльского пресс-клуба РУССОФТ речь о необходимости развития личных качеств ИТ-специалистов, увы, не шла.

Но вот что рассказала нам директор по персоналу ООО «Аурига» Елена Сардовская: «Оценивая причины увольнений из компаний или недовольства работой в компании, крупные корпорации, считающиеся „безупречными работодателями“ пришли к выводу, что наибольшее количество негатива связано не с зарплатой или неинтересным проектом, а так или иначе с качеством коммуникаций. Многочисленные исследования рынка труда резюмируют, что наиболее успешными становятся кандидаты с развитыми soft skills. Развивать эти навыки можно, но необходимо понимать, что у всех изначально разные способности к развитию ЭИ. Поэтому работодатели так внимательно смотрят на личностные и деловые качества при подборе кандидатов. Благодаря хорошо развитому ЭИ человек более адекватно воспринимает окружающую его обстановку и взаимодействует более результативно. Есть масса тренингов для развития составляющих ЭИ. Большинство направлено на развитие навыков общения, ораторского искусства, навыков ведения переговоров, но не стоит забывать, что ЭИ — это еще и осознанность, эмоциональные реакции, адаптивность, эмпатия и многое другое. Все это можно развивать самостоятельно, есть масса хороших книг для саморазвития, есть и специальные тренинги. Главное в этом деле осознание человека, что ему нужно развиваться, меняться, чтобы стать успешнее и упорство в достижении цели, как и в достижении любого результата. Тренировать soft skills насильно однозначно не получится».

Резюме

Вспоминается байка, приписываемая одному профессору: «Академия не дает ума. Она его развивает, если он есть». Видимо, эти же слова можно отнести как к развитию личных качеств, так и развитию профессиональных знаний ИТ-специалистов. Если интерес к этим знаниям есть, то их можно развить. А если интереса нет, то все усилия по их развитию со стороны государства и работодателей пропадут впустую. Одним словом, интерес к ИТ-знаниям (в широком смысле этого слова) и является тем «морем», в котором плавают «киты» подготовки сильных «цифровых кадров». Ведь истинные ИТ-специалисты работают не только ради денег.