Текущая ситуация заставила меня задуматься о том, как малым и средним по размерам ИТ-компаниям пережить сложные времена и на что надеяться в ближайшем будущем. Хотелось бы поделиться с коллегами своими размышлениями на данную тему.
Ничто не вечно под Луной. Даже смузи
Одна из больших проблем ИТ-бизнеса — это избалованность сотрудников, что влечет за собой повышенные корпоративные издержки. Сегодня трудно представить, что хороший программист будет сидеть в офисе класса ниже «B+» без собственной кухни со смузильней. Владельцы бизнеса, устроив охоту за головами, соревновались друг с другом в создании наиболее привлекательных условий для сотрудников. В результате определенный дефицит трудовых ресурсов создал из программистов настоящих небожителей. Но ничто ни вечно под Луной, и момент, когда им, вместе с их работодателями, придется спуститься на землю, уже настал. Снизилась деловая активность, часть крупных заказчиков приостановила свою деятельность или заметно уменьшила объем заказов. События отчасти напоминают историю моей студенческой молодости.
В 2010 году, когда я был студентом второго курса, все мои одногруппники кинулись изучать программные продукты «1С». В то время был невиданный подъем данного направления, и профильные специалисты были буквально на вес золота. Они считались голубой кровью, заказчики и руководители с них сдували пылинки, предлагали самый лучший кофе и чай с молоком и сливками. В те годы у меня состоялся разговор с одним из выпускников нашего вуза. Уже тогда он брал за час работы 3000 руб. с минимальным входным чеком 10 часов. Я спросил у него: «А если человек придет на 5 часов или меньше?». На что товарищ мне пояснил, что даже разговаривать не будет с таким клиентом.
Прошло пару лет. Программистов, специализирующихся на продуктах «1С» заметно прибавилось, и мой визави вынужден был снизить ставку до 2000 руб. в час, по которой он успешно работал в течение многих лет и был востребован.
Сейчас ситуация во многом повторяется. После нескольких хлебных лет мы столкнулись с неопределенностью. Но именно от нас зависит судьба наших компаний — продолжать держать условную ставку в 3000 руб. в час и пить смузи как ни в чем не бывало, либо адаптироваться под реалии рынка. Я ничего не имею против чудесного напитка, нашей компании его под силу обеспечить своим программистам и сегодня. Но именно он служит символичным элементом портрета программиста в его среде обитания, которую, возможно, пришло время изменить.
Рынок дает шанс. Резервы роста
К чему я с этой историей? Как мне кажется, владельцам ИТ-компаний, как и потенциальным заказчикам, не стоит беспокоиться. Сейчас прекрасное время. Да, из страны уехала часть программистов, но многие остались. Именно они будут активно развивать свой бизнес и занимать освободившиеся ниши. Нам, владельцам ИТ-компаний, стоит сохранять хладнокровие и посмотреть по сторонам. Сейчас рынок открывает новые возможности и очень скоро потребность в профессионалах сильно вырастет.
Я вижу следующие шаги, которые помогут компаниям нашего профиля. Часть из них подсказало наше государство.
Брать головастых студентов на работу и заниматься их системной подготовкой, как это делают крупные компании. Нам самим нужно воспитывать новое поколение и не вселять им мысль, что они небожители и самые желанные люди на планете. Давайте прикинем, во что обойдется взращивание одного программиста. Взяв студента на
Действующим сотрудникам повысить зарплату за верность. Речь не идет о двукратном повышении. В текущих реалиях достаточно будет
Перераспределить бюджеты. Сократить корпоративные расходы. Например, для 10 человек снять офис площадью порядка 20 кв. м, перевести часть сотрудников на удаленный режим работы и начать инвестировать в рекламу.
Обратить внимание на регионы. В нашей команде 70% — это сотрудники не из Москвы. Давайте разберем ситуацию на примере двух компаний: нашей и условного среднего агентства «Х», специализирующегося на разработке интернет-ресурсов. Ценник у нас с ними одинаковый. Но копнем чуть дальше, возьмем стоимость аренды.
Наша компания разбросана по всей стране, и программисты работают кто дома, кто в коворкинге еще с 2015 года, до того как пандемия научила всех клиентов пользоваться зумом и скайпом. Единственная наша недвижимость, которую мы арендуем — это офис в 12 кв. м. «Это не солидно», — скажет кто-то. И будет отчасти прав. Но когда начался COVID-19, а затем спецоперация, расходы на содержание офиса не оказались для нас тяжким финансовым бременем.
Агентство «Х» тратит на аренду офиса ежемесячно 300 000 руб. Это небольшие деньги в мире ИТ, но для компании в
Предложенные выше меры позволят сохранить бизнес и заложить фундамент будущего роста. Готовьте собственные кадры, сохраняйте существующую команду. Оптимизируйте расходы и не выпендривайтесь — сейчас не время пыжиться и снимать офис в 200 квадратов, в этом нет смысла. Мы — ИТ- рынок и своим примером должны показывать как можно зарабатывать большие деньги, имея сотрудников в разных концах мира, не просиживая в режиме 24/7 в огромном красивом и жутко дорогом офисе.
По моему очень скромному мнению, если мы сохраним холодный ум и перегруппируемся, то нам не придется говорить о выживании. Тут будет проблема, что делать с ростом ИТ-компаний. Но о грядущих проблемах роста я надеюсь поделиться с читателями в следующий раз.