Представители ведущих игроков российского рынка ПО, входящих в ассоциацию РУССОФТ, поделились своим видением главных трендов, обозначившихся в последнее время.
Дела внутренние
Президент РУССОФТ Валентин Макаров в числе главных факторов влияния назвал активно финансируемый государством процесс импортозамещения, радикально трансформирующую бизнес-процессы цифровую трансформацию, массовый уход ведущих иностранных производителей софта с российского рынка с одновременным санкционированием условий работы российских вендоров на крупнейших иностранных рынках.
Потесненные с европейского и североамериканского рынков, российские разработчики ПО стали активнее осваивать рынки дружественных стран, где, по его словам, их продукция находит спрос, позволяет выходить на уровень мировых лидеров разработки ПО, предлагающих не только отдельные продукты, но и интегрированные платформы.
Как существенный тренд Валентин Макаров отметил явное выделение российским государством наиболее крупных игроков ИТ-индустрии и привлечение их на привилегированных условиях (что, по его мнению, некорректно) к решению наиболее важных задач отрасли. Он полагает также, что наступает пора озаботиться стандартизацией новых технологических направлений, в числе которых искусственный интеллект, блокчейн, киберфизические системы и др.
По мнению генерального директора Softline Владимира Лаврова, нынешняя реальность поставила российских корпоративных пользователей ПО перед задачами, по масштабам и сложностям несоизмеримыми с теми, которые в современной истории им ранее приходилось решать. Связаны они прежде всего с тотальным импортозамещением в сжатые сроки. Цель этого процесса он видит в достижении технологического суверенитета страны, который позволит успешно развивать всеохватывающую цифровую трансформацию.
Согласно данным Центра по импортозамещению в области ИКТ, закупки иностранного ПО в 2022 г. сократились на 25%. В то же время, по оценкам Softline, около 40% рынка ПО в коммерческом сегменте остается импортным.
Владимир Лавров обратил внимание на резко возросшую после ухода из страны ведущих мировых вендоров фрагментацию рынка ПО: сегодня в Реестре российского ПО более 15 тыс. продуктов с разным уровнем зрелости, проблемами совместимости между собой, проблемами доверия к ним со стороны пользователей. Заказчики нуждаются в компетентных рекомендациях со стороны экспертов рынка ПО. Отвечая на эти вызовы, российские вендоры начали формировать интегрированные между собою стеки ПО. Так, для замещения стека компании Microsoft пришлось объединить ПО пятнадцати российских разработчиков.
Вследствие воздействия упомянутых выше факторов со стороны заказчиков вырос спрос на заказные разработки, в том числе за счет создания внутренних команд, для доведения рыночных предложений до соответствия конкретным потребностям организаций.
Управляющий партнер сегмента разработки и тестирования компании IBS Павел Эйделанд отметил, что в ходе заказных разработок можно создавать продукты широкого рыночного спроса. Он также обратил внимание на критическую важность в условиях необходимости формирования стеков из многих продуктов разных разработчиков контроля качества как рыночных, так и заказных программных продуктов. Это, по его мнению, поднимет спрос на сервисные услуги в этом направлении.
Успеть заменить все используемое ПО на отечественное в отведенные государством сроки без использования ПО с открытым кодом невозможно, считает руководитель технического комитета АНО «Открытый код» Роман Карпов. По его оценкам, уже сегодня язык Java занимает центральное место в разработках банковских и государственных информационных систем. В то же время, пояснил он, используемые в них дистрибутивы проекта Axiom JDK с открытым кодом разрабатываются по тем же правилам, что ПО проприетарное — с использованием технологий безопасной разработки, с постоянным обновлением и т. д.
К настоящему времени, как сообщил Роман Карпов, сформирован стек отечественных безопасных Java-технологий. В настоящее время на поддержке специалистов Axiom JDK, по его словам, находятся компании, общее количество пользователей у которых превышает 100 млн.
Роман Карпов также рассказал, что «Открытый код» предлагает российским компаниям технологическую стратегию, которая может помочь сократить сроки импортозамещения (следуя которой, однако, компаниям не обойтись без вовлечения их специалистов в Java-разработку).
Владимир Лавров, со своей стороны, сообщил, что разработки на базе Open Source позволяют компании Softline заполнять образующиеся перспективные с позиции спроса ниши.
Управляющий директор и председатель совета директоров компании «Диасофт» Александр Глазков отметил, что требования к ПО со стороны цифровой трансформации заметно удорожают его разработку. Для выполнения этих требований, по его словам, рынок должен фокусироваться на создании экосистемы цифровой трансформации, интегрирующей разработки самого широкого круга вендоров, особенно инфраструктурных платформ. Чтобы охарактеризовать масштаб задачи, он сообщил, что подобная экосистема должна объединять около 35 платформ (производственных, инфраструктурных, технологических, кросс-продуктовых) с количеством компонентов более 130. Он также подчеркнул, что любое ядро с открытым кодом, взятое для создания ПО корпоративного уровня, трансформируясь в рыночный продукт, должно пройти многолетний путь развития.
Заявив, что будущее без использования ПО с открытым кодом (т. е. разработанного широким сообществом программистов) невозможно, Павел Эйделанд одновременно напомнил, что нельзя забывать об обеспечении информационной безопасности результирующих разработок.
Развивая тему обеспечения ИБ (не только в разработке ПО), председатель совета директоров компании «СерчИнформ» Лев Матвеев отметил востребованность в обеспечения корпоративной ИБ сервисной модели для компаний любого масштаба, которая позволяет последним сосредоточиваться на выполнении своих основных бизнес-задач.
Генеральный директор компании IVA Technologies Станислав Иодковский поделился данными о состоянии импортозамещения на российском рынке продуктов видеоконференцсвязи. Согласно представленными им данным, доля российских систем ВКС в этом году составила в госсекторе 82%, а в коммерческом — 38%. По его словам, нынешние запросы российских заказчиков ориентируют российских вендоров ВКС на соответствие их продуктов лучшим мировым показателям. Он считает, что у российских разработчиков, не обремененных наследием многолетних разработок, появился уникальный шанс оперативно реализовать актуальные запросы заказчиков в своих продуктах, в том числе благодаря интеграции с другими российскими разработчиками, и создания в результате российского программного стека, отвечающего комплексным запросам заказчиков.
Станислав Иодковский также отметил активность российских компаний на фондовом рынке, что позволяет надеяться на финансового насыщение ИТ-рынка за счет доверия к нему со стороны потребителей.
Дела зарубежные
По мнению Станислава Иодковского, не за горами то время, когда от импортозамещения ИТ-компании перейдут к экспортной ориентированности — предложив иностранным заказчикам сформированный за пару лет ИТ-комплекс на безопасном российском стеке (от операционной системы до корпоративных информационных систем). Дело, считает он, за экспортным дистрибьютором, способным активно и масштабно экспортировать такой комплекс.
Основываясь на собственном успешном опыте продаж компании PIX Robotics в Бразилии, Колумбии, Мексике и Саудовской Аравии, ее генеральный директор Сергей Ложкин отметил, что российским разработчикам ПО, которые сегодня не смогут выйти на глобальные рынки, в дальнейшем не хватит динамики и финансирования для успешного развития на мировом уровне. По его словам, зарубежный опыт помогает компании повышать качество своего бизнеса (начиная непосредственно с качества продуктов) в России.
Станислав Иодковский отметил, что, по его оценкам, для развертывания на зарубежном рынке команды в
Опыт работы за рубежом компании «СерчИнформ» привел Льва Матвеева к печальному заключению: российские торгпредства и цифровые атташе совершенно не помогают российским разработчикам в работе за границей. Для продвижения российского софта в перспективных регионах, таких как MENA, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, он предлагает создавать хабы, которые должны не плодить административные должности, а заниматься практической работой — проводить тематические встречи для местных специалистов и администрации, собирать представителей местных компаний на семинары, устраивать для российских разработчиков роудшоу.