Редкие быстрорастущие стартапы становятся единорогами, и в мире еще не так много стран, где подобные фирмы появляются и регистрируются. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил на основе баз данных Crunchbase и CB Insights, как за минувший год изменилась география присутствия компаний-единорогов.
Единорогом принято называть компанию, которая достигла оценки в 1 млрд долл. США в течение не более чем десяти лет с момента основания, при этом не проходила первичное размещение на бирже (IPO) и остается в собственности своих создателей не менее чем на четверть. Эти особенности выделяют единорогов из всей массы технологических стартапов. Наличие единорогов считается одним из признаков эффективности национальной инновационной системы. Стартапы стоимостью более 10 млрд долл. США получили название декакорнов, а перешагнувшие планку в 100 млрд долл. США — гектокорнов.
По состоянию на конец июня 2023 г. в мире действует 1531 компания-единорог (в июне 2022 г. — 1302). Подавляющее большинство единорогов (79,8%) зарегистрированы на территории государств, входящих в топ-15 Глобального инновационного индекса — 2022 (Global Innovation Index). Наиболее привлекательны для дорогостоящих стартапов три региона: Северная Америка (51%), Юго-Восточная Азия (26,2%) и Европа (13,3%).
На фоне наметившегося замедления роста числа единорогов (229 против 340 годом ранее) продолжил расширяться клуб стран, где базируются такие стартапы: теперь в нем 35 стран1 против 29. В него вошли Египет, Лихтенштейн, Сейшелы, Таиланд, Филиппины, Эквадор, ЮАР, однако покинула Исландия в связи с тем, что зарегистрированная в этой стране компания Alvotech в прошлом году стала публичной.
Наибольшее число новых единорогов за прошедший год появилось в США (+129) и Китае (+29), которые теперь концентрируют 49 и 20% мировой популяции единорогов соответственно; а также в странах ЕС (+19), Индии (+12) и Великобритании (+10). Данный топ-5 локаций единорогов не меняется уже третий год подряд. Среди топ-15 ключевых локаций для таких стартапов за год улучшили позиции Швейцария (+3) и Япония (+2), ухудшила — Индонезия (-1).
За минувший год выросла общая стоимость дорогостоящих стартапов, за исключением зарегистрированных в ЕС и Турции (по −7 млрд долл. США) и в Индонезии (-29 млрд долл.), а также увеличилось количество декакорнов с 64 до 74 (+15%). Неизменной выглядит тройка гектокорнов, или наиболее дорогостоящих стартапов. Два из них — компания из Китая ByteDance и американская SpaceX — заметно увеличили свою капитализацию: на 40 и 25 млрд долл. США соответственно. У другого китайского гектакорна Ant Group оценочная стоимость сохранилась на уровне 150 млрд долл. США.
Дорогостоящие стартапы появляются не только в новых странах, но и в новых регионах внутри национальных государств, причем нередко в расположенных вдали от столиц и мировых городов. Пример глобальных лидеров — США и Китая, на которые приходится 36 из 58 новых мест обитания единорогов, иллюстрирует разные сценарии территориального распределения таких стартапов.
Почти все из 20 новых локаций с единорогами, которые появились в США, базируются в Калифорнии, Нью-Йорке и Массачусетсе. В этой триаде наиболее инновационно развитых штатов располагаются уже 558 (или почти 75%) американских единорогов, а два крупнейших мегаполиса — города Сан-Франциско и Нью-Йорк — совокупно аккумулируют 320 дорогостоящих стартапов. За год в перечне штатов с единорогами появился лишь один новичок — Индиана.
В Китае, как и в прошлом году, две трети единорогов расположены за пределами Пекина. За последний год на карте присутствия крупных стартапов появились две новые провинции (Фуцзянь и Цинхай), а также город центрального подчинения Тяньцзинь.
На примере БРИКС интересно изучить распределение источников инвестиций в дорогостоящие стартапы. Всего на страны «пятерки» приходится почти треть от общемирового числа единорогов (441), из них 304 компании базируются в Китае, 86 — в Индии, 20 — в Бразилии и 2 — в ЮАР.
Китай и ЮАР развиваются в основном за счет внутренних инвестиций. Так, у единорогов из Китая доля национальных инвесторов составляет 74,9%. Индия и Бразилия активно привлекают внешние инвестиции, доля которых в портфеле единорогов из этих стран достигает 73 и 84% соответственно. Среди общего пула инвесторов, вошедших в капитал единорогов из БРИКС, превалируют американские инвестиционные компании (Tiger Global Management, Andreessen Horowitz, Sequoia Capital и др.).
Среди стран БРИКС больше всего собственных инвесторов, ставших ключевыми для единорогов, независимо от места их регистрации, располагается в Китае (396). Далее следуют Индия (63), Бразилия (12), ЮАР (6) и Россия (4).
В топ-10 инвесторов из БРИКС входят девять китайских компаний, из которых наиболее активны Tencent, Sequoia Capital China и IDG Capital (выступили ключевыми инвесторами для 101, 70 и 57 единорогов соответственно), и бразильская венчурная компания Bossanova Investimentos (63), которая поддерживает преимущественно быстрорастущие стартапы, не зарегистрированные на территории стран БРИКС. Портфель китайских инвесторов на 84% состоит из национальных компаний-единорогов (еще на 5% — американских, по 2% приходится на единорогов из Индии и ЕС).
Выходцы из России основали 27 единорогов, в которые вложились 94 фонда, в основном американские (60) и британские (11). Самыми крупными отечественными инвесторами в единорогов стали холдинг A&NN Investments, фонд ExpoCapital, ИТ-гигант «Яндекс» и группа РОСНАНО.
Кирилл Тюрчев, эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Как мы и предполагали год назад, появление новых компаний-единорогов несколько замедлилось на фоне общемировой нестабильности и раунда повышения ключевых ставок крупнейшими центробанками. Плюс крах сразу нескольких американских „банков для стартапов“ заставил многих венчуристов пересмотреть свои инвестиционные стратегии в текущем году. В итоге сложившаяся ситуация больше всего задела США (129 новых единорогов против 175 годом ранее), страны Европейского союза (19 против 39) и Великобританию (10 против 17), а также зависимую от американских венчурных инвесторов Индию (12 против 30). Напротив, довольно уверенно выглядит Китай, который смог увеличить число новых единорогов по сравнению с прошлым годом (29 против 22). И хотя в России за последний год так и не появилось новых компаний-единорогов, вопрос развития инновационного бизнеса все чаще звучит в правительственной повестке. В недавно опубликованной Концепции технологического развития России до 2030 года поставлена цель увеличения числа малых высокотехнологичных компаний в три раза, а крупных — в пять раз. Подобные амбициозные планы обостряют задачу поиска источников инвестиций, в том числе венчурных. В сложившейся ситуации перспективным вариантом может стать привлечение на российский рынок крупнейших инвесторов в единорогов из стран БРИКС, прежде всего из Китая. Положительный опыт в этом направлении уже наработан, например, с компанией Tencent. Не так давно она инвестировала в отечественного разработчика игр Mundfish, что позволило довести разработку игры Atomic Heart до финала и выпустить самый успешный за многие годы российский AAA-проект2. Со стороны России медиатором для зарубежных партнеров и со-инвестором в отечественных единорогов мог бы стать Российский фонд прямых инвестиций, в управлении которого находится Российская венчурная компания».