Цифровая эпоха для бизнеса означает множество по сути и содержанию динамических и активно развивающихся цифровых платформ. Можно долго и увлеченно спорить о том, что такое «платформа» и насколько «цифровизация» революционна для самой экономики. Можно также увлеченно и укоризненно задавать вопросы визионерам и ученым, требуя от них формализовать и объяснить новое будущее на столетия вперед. Однако уже сейчас вполне очевидно, что оно выглядит как некая активно взаимодействующая сеть разного рода и разного уровня обособленных автоматизированных информационных систем, которые открыты для массовых физических пользователей и умных устройств. В глобальном мире скоростного обмена информацией, прямо или опосредовано экономические субъекты создают, используют и регулируют такие системы — цифровые платформы.
Бизнес создает собственные и участвует в создании сторонних цифровых платформ как экономический субъект, взаимодействующий с потребителями, поставщиками, конкурентами, регуляторами. Через платформы реализуется бизнес-модель, исполняющая выбранные миссию и/или стратегические цели. Это крайне важно для формирования и поддержания конкурентного преимущества, для обеспечения собственной целостности и значимости как обособленного субъекта в экономических взаимоотношениях, а также для контролирования и координирования внутреннего развития.
Бизнес интегрирует свои и сторонние цифровые платформы для вовлечения и использования объектов (ресурсов), исполнения процессов (функций) и реализации отдельных целевых направлений (потребностей). Подобная сквозная или глубокая интеграция нескольких платформ позволяет максимально эффективно проектировать и воплощать бизнес-модели. Непрерывно повышается уровень компетенций за счет повторно используемых систем, элементов и паттернов. Оптимизируются транзакции на базе высокотехнологичных сетевых распределенных специализированных и имплементированных решений.
Бизнес регулирует свои и сторонние цифровые платформы, предъявляя требования (спрос) и выбирая наиболее полезные из них. Формальное и неформальное регулирование поддерживает практически значимые и ценные платформы, которые активно используются для воплощения собственных востребованных бизнес-моделей. Регулирование цифровых платформ повышает ценности бизнесов и экономики в целом и обеспечивает понятные условия на рынках.
Перечисленные активности бизнеса по производству, комбинированию и воздействию на цифровые платформы заставляет внимательно относится к вопросам их совместного устойчивого функционирования. В то же время неутихающая конкуренция по всем фронтам и интенсивные перекрестные профессиональные и социальные взаимоотношения, трансформирующиеся в нечто новое на базе целой сети связанных информационных автоматизированных систем, порождают проблемы разной степени сложности. Так или иначе, но некоторые из возникающих практически-значимых проблемных моментов бизнес вынужден решать уже сегодня теми средствами и инструментами, которые ему доступны. Большая же часть подлежит определенному осмыслению, теоретической и технологической проработке.
Один из вариантов, если не единственный, который способен системно развязать целые клубки хитросплетенных проблем и заложить прочный фундамент для уверенного взаимодействия цифровых платформ от разных поставщиков — это цифровые экосистемы. Есть смысл рассматривать не контекстное позадачное связывание отдельных автоматизированных систем (приложений, сервисов, платформ), а перспективное формирование благоприятного климата для их появления и быстрого совместного развития. В каком-то смысле широкое понимание инфраструктуры цифровой экономики здесь становится тождественным экосистеме цифровых платформ.
Управляемая экосистема цифровых платформ значительно повышает комплексность, количество и качество решаемых проблем, которые неминуемо сопровождают активный переход к новой экономике и масштабному использованию автоматизированных систем. К числу ключевых проблем, решаемых на уровне экосистемы, можно отнести, например, следующие девять.
1. Неадекватные технологии работы с данными
Развивая собственные внутренние функции и компетенции сбора, обработки и хранения данных каждая цифровая платформа имеет все шансы проиграть конкуренцию другим за счет сильного «забегания вперед» или «отставания». Она даже может быть принудительно исключена из системы взаимодействия, поскольку в определённый момент времени не обеспечит поддержку соответствующих правил обмена пакетами данных как на уровне форматов, так и на уровне смыслов. И независимо от того, какие технологии предпочтительны внутри платформы, существенными всегда будут являться формы и форматы внешнего информационного обмена.
Экосистема позволяет вводить нормативы и требования к данным, которыми активно обмениваются цифровые платформы, технические и экономические параметры, а также отслеживать состояние и потенциал автоматизированных систем в глобальной сети.
2. Недоиспользование цифровой аналитики
Цифровая платформа способна и правомочна реализовывать собственные методы и модели анализа той целевой предметной области, для которой она создана и используется. Однако существуют общие принципы и приемы анализа цифровых данных, которые во многом обязательны. Например, для каждой цифровой платформы крайне важна постоянная аналитика по вопросам безопасности, перегрузки, конвертации пользователей, стабильности функций, операций с внешними системами и др. Более того, базовый аналитический функционал в рамках заданных стандартов должен быть доступен самой цифровой платформе (её владельцу) и стороннему аудитору, регулятору.
Экосистема может не только предъявлять обязательные требования к аналитической составляющей каждой цифровой платформы, но и поставлять готовые унифицированные алгоритмы, шаблоны, сравнительные показатели. Что позволяет исключить проблему недооценки или неправильного использования моделей, технологий и инструментов анализа цифровых данных.
3. Низкое качество элементов платформы
Поддержание требуемого качества данных и автоматизированных моделей, технологий и продуктов, а также интерфейсов взаимодействия — это отдельная большая задача для любой цифровой платформы. Самостоятельно обеспечить качество по всем перечисленным элементам достаточно сложно, накладно и зачастую непрофессионально. Важной остается также задача понимать и сопоставлять качество собственной цифровой платформы с другими, участвующими в активном транзакционном взаимодействии. Особенно это касается значимых глубоко интегрируемых внешних цифровых платформ.
В рамках экосистемы не только возможны, но и обязательны для применения в автоматизированных информационных системах специальные сервисы (агенты, провайдеры) проверки и контроля качества исходящих и входящих цифровых данных, качества используемой предметной модели, качества применяемых инструментов и функционала в целом, а также качества интерфейсов, открываемых для взаимодействия.
4. Ошибки интегрирования
Цифровая платформа не только состоит из отдельных внутренних компонентов, но и вынуждена интенсивно взаимодействовать со сторонними системами, технологическими и функциональными модулями, пакетами цифровых данных и т. п. Причем платформа может достаточно сильно и глубоко использовать сторонние компоненты или целые автоматизированные системы. Она может интенсивно использовать другие цифровые платформы и участвовать в множествах автоматизированных моделей, реализующих сложные транзакционные схемы. Кроме того, подобное интегрирование должно устойчиво существовать и развиваться в динамике, когда сама платформа или отдельные её и внешние компоненты могут изменяться самостоятельно или даже заменяться на другие. Достаточно трудно при этом избежать значительных ошибок как на этапе проектирования интегрированных систем и их первичного тестирования, так и в последующей эксплуатации.
Экосистема цифровых платформ значительно снижает ошибки и риски интегрирования, потому что способна предложить единообразные схемы и шаблоны интеграции, стандартизированные интерфейсы, унифицированную и предсказуемую архитектуру и логику поведения и т. п.
5. Недооценка проблем безопасности
Необходимость быстро создать и выпустить на рынок рабочую версию цифровой платформы иногда заставляет игнорировать очевидные базовые проблемы. Одна из них — безопасность. Последствия могут быть весьма плачевными. А в условиях целой сети взаимодействующих автоматизированных систем даже критическая ошибка в одной из них может вызвать весьма серьёзные последствия. Не говоря уже о том, что сама система, обеспечивающая безопасность и устойчивость функционирования платформы, требует постоянного интенсивного развития и внимания со стороны адекватного риск-менеджмента. Но это отягощает платформу и сам бизнес.
Улучшить вопросы безопасности и предложить комплексное решение для цифровых платформ должна общая для них экосистема. И, пожалуй, только в рамках экосистемы возможно объединение нескольких бизнесов и платформ для объединенной стратегии управления рисками.
6. Закрытость и фрагментация платформ
Попытка бизнеса максимально закрыть или специализировать цифровую платформу может дать эффект, противоположный ожидаемому. Несмотря на полезный функционал и актуальную целевую предметную область получится не изолированная и защищенная, а несовместимая и неудобная система. Сегодня, когда пользователь искушен комплексными гибкими решениями, маловероятно, что у него появится желание долго и трудно присоединять сложносочиненное. Ну разве только у него будет сверхвысокая мотивация.
Экосистема может предложить разработчикам цифровых платформ готовые правила и практики проектирования удобно взаимодействующих систем, избавив от излишней закрытости и ненужной фрагментации по предельно узким пользовательским сегментам.
7. Ограничения по создания и использованию
Искусственные барьеры по созданию и использованию цифровых платформ и их компонентов могут быть выставлены не только поставщиком решения. В полноценную работу цифровой платформы вполне могут вмешаться недобросовестные конкуренты, особенно те, кто претендует на лидирующие позиции или те, кто поставляет специальные решения межплатформенного характера. Регулятор также может повести себя нерационально и неадекватно ситуации, вводя запреты и критические ограничения на работу тех или иных цифровых платформ.
Чтобы всего этого избежать, экосистема должна вводить четкие и понятные для участников принципы технического и рыночного координирования поведения конкурирующих и дополняющих цифровых платформ, которые поддерживаются специальными автоматизированным алгоритмами (агентами и арбитрами). В противном случае не исключены предельно нерыночные действия, ухудшающие положение различных платформ, со стороны крупных поставщиков.
8. Низкая эффективность технологий развития и обучения
Какой бы изначально совершенной и комфортной цифровая платформа не была бы задумана и воплощена её создателями, она в любом случае потребует развития по всем компонентам. Она может развиваться интенсивно — совершенствуя функционал или экстенсивно — расширяя границы целевой предметной области. Но если платформа концептуально и архитектурно не способна развиваться и обучаться, то её ждут большие проблемы на высококонкурентных цифровых рынках. Не стоит недооценивать и проблему развития внешних потребителей. Они также нуждаются в постоянной поддержке и наращивании компетенций, какими бы простыми и понятными не были бы функции и интерфейс цифровой платформы.
Развитие и обучение самой платформы и внешних её пользователей (в т. ч. подключенных систем) требует эффективных и унифицированных решений. Экосистема вполне может решить проблему неэффективных технологий развития и обучения входящих в неё цифровых платформ, предложив соответствующие подходы, схемы, варианты и инструменты.
9. Устаревшие методы регулирования
Регулирование цифровых платформ в рамках доцифровых (бумажных) технологий не способно в полной мере обеспечить их интенсивное появление и дальнейший динамичный рост. Вместо длительной процедуры подготовки, согласования и утверждения обязательных нормативных актов или добровольных стандартов требуется алгоритмическое регулирование с предварительным тестированием и отладкой каждого из вводимых правил.
Четкость, предсказуемость, релевантность, равноправие и, главное, доверие между автоматизированными системами и экономическими субъектами реализуются через оцифрованные нормативные механизмы цифровой экосистемы.
Обращаясь к сути цифровой экосистемы, становится понятным, что для неё не должно являться приоритетным применение общих и обязательных единых решений, технологий. Это не обязательно жесткая система, а гибкая рамочная конструкция, которая призвана безболезненно «сшивать» поставляемые разными производителями цифровые платформы. Цифровая экосистема нужна для взаимопонимания информационных систем с одной стороны и для развития их предметной, функциональной и интерфейсной специализации с другой. И если платформа желает входить в целевую экосистему и понимать другие её платформы, то она должна выполнять заданные требования и рекомендации. Одной из ключевых задач цифровой экосистемы является развитие подобной базы совмещения разносторонних платформ, в том числе развитие низкоуровневых автоматизированным систем, которые поставляют в рабочее пространство стандартизированные и унифицированные данные, функционал, модели, инструменты, интерфейсы и т. п. Через такую задачу появляется уникальная возможность, повышая уровень самой экосистемы, одновременно повышать уровень каждой из цифровых платформ, которые в неё входят.
Если же рассматривать цифровую экосистему не только с точки зрения сугубо информационных технологий, а как целевую трансформацию экономики, то неплохо бы обозначить три системообразующих слоя.
Во-первых, хорошо понимаемый и активный технологический слой экосистемы. Он обеспечивает новые условия (климат) для непосредственного произрастания цифровых платформ как высоко производительных ИТ-систем и их последующего целевого информационного обмена. Это слой, в котором появляются и совершенствуются такие технологии, как распределенные реестры, облачные хранилища, сетевые протоколы и идентификация и др.
Во-вторых, динамичный управленческий слой экосистемы. Он обеспечивает новые принципы, знания и технологии менеджмента, которые призваны стабилизировать и повысить эффективность процесса и целей цифровизации. Управленческий слой экосистемы определяет возможности экономического субъекта, который должен уметь справляться с новыми вызовами цифровой экономики в условиях нарастающей глобальной информатизации. В рамках этого слоя развиваются гибкое и проектное управление, бизнес-моделирование, риск-менеджмент, предиктивная бизнес-аналитика, совместное инвестирование и др.
В-третьих, переменчивый потребительский слой экосистемы. Он формирует новые социально-психологические аспекты потребления и культурно-исторические приоритеты для развития цифровой экономики на базе сети плотно взаимодействующих информационных систем. Это не технологические и не управленческие факторы, которые существенно влияют на действия экономических субъектов, позволяя или не позволяя им осуществлять те или иные транзакции. Потребительский слой экосистемы предлагает новые способы и возможности удовлетворения потребностей, такие как умное социальное потребление, потребительское софинансирование, ответственное и разделяемое потребление, ориентирование на экологические и этические продукты и сервисы и др.
На сегодня цифровая экосистема — ещё менее очевидная для проектирования и прогнозирования сущность, чем цифровая платформа. А её воплощение и принадлежность можно понимать и трактовать в меру заинтересованности и ответственности. В принципе уже две взаимодействующие цифровые платформы могут составить отдельную экосистему. А одна платформа может успешно входить в разные экосистемы за счет качественной реализации интерфейсов взаимодействия. При этом создавать (формировать и поддерживать) можно как закрытые, так и открытые экосистемы. Но всё-таки очевидно, что наиболее конкурентными и активно развивающимися будут те из них, что открыты для присоединения на единых и рациональных контрактах (условиях). И, вероятно, преимущество будут иметь экосистемы, которые позволяют отвечать задаваемым требованиям и стандартам с разной степенью реализации. Понятно, что наиболее влиятельными будут массовые из них и поддерживаемые на самом высоком ресурсном и информационном уровне. И если успешные простые сервисы-приложения сегодня может создать даже отдельный программист-гений, то цифровые платформы — это уже удел, как минимум, среднего или крупного бизнеса. А вот экосистемы — задача, которая под силу транснациональным корпорациям, консорциумам, отдельным государствам или межгосударственным союзам.
Конкуренция экосистем — это объективный процесс, который будет нарастать с каждым днем по мере того, как будет приходить понимание того колоссального эффекта, который дает совместная синергия развития целой сети цифровых платформ. Отечественной экономике в любом случае не удастся отсидеться в стороне. В ближайшее время придется принимать важное решение — создавать собственную конкурентную цифровую экосистему или присоединяться к сторонней. Причем вопрос не столько в принятии решения, сколько в его волевой реализации. И в этой связи крайне важно не забывать об интеграции, по крайней мере, со своими ближайшими партнерами по Евразийскому экономическому союзу.