В Евразийский экономический союз в январе 2015 г. вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика. Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан государствами-членами для обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед ними общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.
Почти через два года, 26 декабря 2016 г., на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали «Заявление о цифровой повестке ЕАЭС». Решением о формировании цифровой повестки был установлен срок до 1 декабря 2017 г. для разработки и представления на рассмотрение Евразийского межправительственного совета основных направлений реализации цифровой повестки до конца 2025 г. правительствами государств-членов Союза.
Тигран Саркисян, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, в интервью «Российской газете»: «Перед нами стоит принципиальный вопрос: можем ли мы создать такой набор межотраслевых цифровых платформ, чтобы мы могли эффективно управлять экономическими процессами в нашем едином пространстве, или будем пользоваться теми площадками, которые продвигают транснациональные корпорации».
Однако сам вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования этого межгосударственного объединения. Например, 18 июня 2015 г. в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики. Это показывает, что Евразийский экономический союз не только создан на старте глобальных цифровых перемен, но и получил определенное моральное и временное преимущество как обновленная «свежая» межгосударственная структура для активного и адекватного ответа на системные вызовы со стороны цифровой глобализации.
Карине Минасян, член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии, на конференции «Цифровая повестка в Евразийском экономическом союзе»: «Только проактивная позиция позволит странам Союза сохранить свой суверенитет в цифровом пространстве, совместно сформулировать приоритеты и создать среду, которая позволит предприятиям стать стратегическими совладельцами цифровых активов, генерировать добавленную стоимость в глобальной цифровой кооперации, быть активными участниками новых цифровых рынков».
Касаясь темы широкого или предметного сотрудничества нескольких стран, всегда есть повод для рассуждений о пользе и целесообразности разного уровня интеграций. Можно привести красочные и в чем-то убедительные доводы, ставящие под серьезные сомнения сколь-нибудь значимые совместные действия для развития единого цифрового пространства. Безопасность, цифровой суверенитет, приоритет государственной позиции перед союзной, неравнозначные вклады и уровни участников, лидерство по отдельным направлениям — всё это и многое другое является поводом, чтобы не делать что-то вместе. Но в фазе энергичного построения новой цифровой экономики, впечатляющей своими заявленными возможностями, хочется перечислить пункты не «против», а «за» цифровую интеграцию в рамках ЕАЭС.
Вот некоторые преимущества создания единого цифрового пространства стран Евразийского экономического союза. И раз уж речь идет о цифровой экономике, то подобные преимущества должны быть реализованы, по крайней мере, на эффективных цифровых платформах в рамках общей цифровой экономической экосистемы.
Объединение ресурсов, данных, компетенций и точек зрения
Страны Союза просто обязаны совместно использовать имеющийся потенциал как в части техники и технологий, так и в части цифровых данных, наработанных и нарабатываемых компетенций и, что не менее важно, точек зрения на происходящее. Объединение всех видов ресурсов крайне важно для их совместного и планомерного наращивания. Выявление и снятие в этой связи лишних препятствий становится главной задачей, которую придется усилить и возможно трансформировать через новые информационные технологии.
Ускорение процесса цифровизации
Вовлечение большего числа участников в построение цифрового пространства не через бюрократизацию процесса, а на основе интенсивного инициативного взаимодействия, должно в среднесрочной перспективе ускорить цифровую трансформацию экономик государств-членов Союза. В свою очередь подобная трансформация должна способствовать и ускорению самих экономик стран Союза. Координирование усилий государств-членов ЕАЭС и создание благоприятных условий для всего Союза необходимо, чтобы опередить конкурентов и выйти со временем на лидирующие позиции. Возможно, дополнительное значение здесь окажет то, что ЕАЭС относительно новое объединение, которое не должно было успеть за время существования забюрократизироваться подобно Евросоюзу.
Эффективная стандартизация
Подготовка единых стандартов, как обязательных для применения, так и рекомендуемых, позволяет контролировать и упорядочивать рынки ЕАЭС и трансграничные сделки. Помня о всех возможных минусах, свойственных запретительной стандартизации, в рамках дискуссии государств-членов Союза возможно выработать наиболее подходящие варианты и технологии применения обязательных и рекомендованных правил и процедур. Принятие умных и качественных общих стандартов и их встраивание в цифровое пространство — задача большая и важная, требующая усилий и участия всех заинтересованных сторон. Особенно если учесть, что широкое развитие информационных технологий в эпоху глобальной цифровизации предполагает переход на программируемое право и алгоритмическое регулирование.
Управление цифровыми рисками и обеспечение экономической безопасности
Единые политика и практика в отношении безопасности должны способствовать устойчивому развитию цифровой экономики за счет совместной наработки соответствующих компетенций и кейсов. Скоординированная защита экономических интересов потребителей (граждан), коммерческих и некоммерческих организаций, государственных структур на межгосударственном уровне имеет большое значение не только для отдельных государств, но и для межгосударственных объединений. Это связано как с глобальной конкуренцией, так и с необходимостью широкого применения технологий управления цифровыми рисками: от стратегического планирования до оперативного реагирования. В перспективе, формируя единый центр по цифровой безопасности, ЕАЭС способна обеспечить стабильную цифровую экономическую зону для всех государств-членов и значительно повысить привлекательность для присоединения других стран.
Интеграция через совместные проекты
Союзное объединение и скоординированное развитие цифрового пространства позволяет избежать деструктивной внутренней конкуренции, которая отвлекает и без того дефицитные ресурсы. Поднять уровень развития слабых в области цифровизации участников и усилить компетенции сильных лидеров возможно через проекты, которые интегрируют множество субъектов из разных государств-членов. Кроме того, совместные проекты позволяют довести опыт различных субъектов до требуемого общего более высокого уровня в рамках всего союзного пространства. За счет этого появление и развитие новых технологий, бизнесов, платформ происходит в единой экосистеме на новом уровне эффективности и результативности, который отвечает требованиям глобальной конкуренции.
Усиление внутренних рынков
Свободные внутренние рынки товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов несомненно нуждаются в единой цифровой экосистеме. Через разработку и внедрение новых информационных технологий, через построение цифровых платформ, через интенсивное информационное взаимодействие и обмен цифровыми большими данными ЕАЭС способен значительно усилить внутренние рынки и поддержать собственный бизнес в конкурентной борьбе. Сбалансированное соревновательное, но не уничтожающее конкурирование на внутренних рынках разумно поддерживать с применением актуальных и релевантных методов, технологий и инструментов. И было бы странным в то время, когда все западные и восточные ближние соседи или дальние партнеры активно «оцифровываются», пытаться найти дополнительную эффективность и результативность в устаревших подходах.
Отладка в «песочницах» новых проектов и платформ
Скорости цифровой экономики предлагают бизнесу несколько иные модели, основанные на более энергичных и быстрых вариантах прохождения деловых циклов, в том числе жизненных циклов товаров (услуг). Большие данные и предсказательная аналитика, гибкие подходы к управлению, готовность пользователей к новинкам и иные факторы формируют особые условия, в которых сокращается время, отводимое бизнесу на принятие решения. Поэтому любой экономический субъект в жестких временных рамках начинает часто ошибаться и делает это уже в некоторых ситуациях даже осознанно. Что не может не сказываться на безопасности и рисках, которыми торопящейся к успеху предприниматель поставляет своим регуляторам, партнерам, клиентам и даже конкурентам. Но в пространстве ЕАЭС вполне целесообразно сформировать некие виртуальные или межгосударственные зоны — «песочницы» — для широкого тестирования новых продуктов и сервисов бизнеса под соответствующим контролем. Причем это может быть интересно не только для субъектов внутри Союза, но и для внешних субъектов, желающих войти с инновациями на внутренние рынки ЕАЭС.
Трансграничные интеграторы
Традиционный бизнес выстраивает свои процессы, опираясь в основном на физические рабочие пространства, точки производства, размещения и продажи товаров и услуг. Ведение бизнеса в рамках цифровой экономики предполагает приоритет информационных методов, технологий и инструментов, что приводит к широкому применению цифровых платформ как предметно-ориентированных автоматизированных информационных систем. Территориальные ограничения для цифрового бизнеса при этом не до конца, но во многом снимаются. Цифровые платформы в таком случае становятся преимущественными трансграничными интеграторами для бизнеса в государствах-членах Союза. Дальнейшее выстраивание единого и сильного внутреннего рынка ЕАЭС зависит от эффективности и результативности внедряемых цифровых платформ, вовлеченных в единую цифровую экосистему.
Улучшение межгосударственного взаимодействия
Применение цифровых платформ важно не только для того, чтобы бизнес себя комфортно чувствовал в Евразийском экономическом союзе. Большая и значимая часть реального экономического объединения может быть с успехом реализована через цифровую экосистему и специализированные платформы. Трудно переоценить роль межгосударственных автоматизированных информационных систем, особенно когда стоит задача по всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобального мира. Главная задача, которая стоит перед подобными цифровыми платформами — это качественная организация взаимодействия Евразийской экономической комиссии с органами законодательной, судебной, исполнительной власти государств-членов Союза и с различными экономическими субъектами — как внутренними, так и внешними.
Сохранение социально-культурной и исторической целостности
Только совместными усилиями государства-члены Союза могут объективно и адекватно выработать единую стратегию формирования и развития цифрового пространства, которая позволит сохранить не только экономическую самостоятельность, но и социальные, моральные, культурные, исторические ценности присущие каждой из стран ЕАЭС. Трансграничные процессы усиливаются и влияют на все государства без исключения. Глобальное проникновение информации не остановить. И если сегодня не начать выстраивать устойчивую и защищенную систему национальных интересов в условиях цифрового глобализма, то завтра можно оказаться безвозвратно-распределенным по чужим информационным потокам, реестрам, хранилищам и алгоритмам. Вряд ли кто-то будет всерьез заботиться о чужих национальных интересах и культурных ценностях, выделяя для этого ценные цифровые ресурсы. При этом отработка межкультурных факторов цифровой экономики для последующей активной совместной работы государств-членов ЕАЭС способна в долгосрочной перспективе сформировать цифровое пространство значимое и высоко полезное для населения всех стран, объединенных в Союз. Не менее важным остается в этой связи вопрос осмысления исторического опыта взаимного развития с учетом проблем и особенностей предыдущих сложных этапов объединения и разъединения.
Международная цифровая конкуренция и партнерство
Устоять при новой волне международной экономической конкуренции, которая базируется на впечатляющих технологиях цифровизации, можно только предложив по-настоящему архитектурно сильное экосистемное решение, которое является плодом взвешенной и грамотной стратегии развития. Евразийский экономический союз имеет все шансы стать одним из лидеров глобального цифрового пространства, только если не упустит конкурентов на старте. Однако новая экономика требует достаточно гибкого подхода и не исключает, при явной конкуренции, тесного партнерства по отдельным направлениям, рыночным сегментам и технологическим нишам. Специализация стран в мировой экономике всё отчетливей, и поэтому ещё ценнее становится поиск совместных путей развития. Сейчас ЕАЭС для её государств-членов, пожалуй, единственный разумный вариант сосредоточится на создании общего цифрового пространства, которое не только усилит внутренние, но и укрепит позиции на внешних рынках, позволит адекватно противостоять мощным конкурентам и взаимовыгодно работать с партнерами.
Вероятно, идея передать центральную или даже решающую роль ЕАЭС в деле построения успешной цифровой экономики на территории государств-членов не может быть положительно воспринята на данном этапе как на уровне государственных структур, так и на уровне бизнес-сообществ. Тому есть несколько причин, но главная, пожалуй, напрямую следует из нашего исторического опыта и тех негативных последствий распада СССР, которые всё ещё свежи в памяти и оказывают до сих пор в целом негативное влияние на экономики стран Союза. Поэтому особые усилия Евразийской экономической комиссии придется приложить не только для решения проблем единой технологической цифровизации, технической и управленческой стандартизации, трансформации и платформизации рынков, эффективного использования кадрового потенциала и т. п., но и для решения вопросов межгосударственной коммуникации, цифрового образования, сближения суверенных позиций, развития продуктивного информационного пространства, инициирования специальных рабочих групп и «союзных» компаний или ассоциаций. Придется потратить время и силы, чтобы минимизировать скептицизм в отношении совместного активного развития единого цифрового пространства и наладить не столько цифровое, а скорее реальное доверие в ЕАЭС на всех уровнях взаимодействия.
Евразийский экономический союз был учрежден как международная организация региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечиваются «четыре свободы» движения: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях единого цифрового пространства придется дополнить этот перечень «пятой свободой» — обмена информацией.