«Я верю в здравый смысл и разум потому, что знаю историю и учусь понимать психологию людей».
— Иван Ефремов, «Лезвие бритвы».
Мир устремился в цифровое будущее, ожидая найти новые смыслы и новые знания в наилучших способах и технологиях исследования, моделирования, конструирования, производства, передвижения, потребления. И не только потому, что это крайне интересно, чрезвычайно динамично и высокоэффективно, а ещё и потому, что это обещает помочь на практике решить множество актуальных экономических и управленческих проблем. Но похоже, отечественная экономика вовсе никуда не торопится. Хотя время уже поджимает, особенно если учесть её вялотекущее «однопроцентное» состояние.
Справедливости стоит заметить, что понимание необходимости придать хороший импульс цифровому развитию отражается в выступлениях руководства страны. Вот несколько недавних примеров:
«Действовать смелее. Действовать быстрее. Не надо ждать: вот сначала законы, потом следующий шаг. Мы уже отстали бесконечно. Уже надо не навёрстывать, а опережающие приемы реализовывать», — заявила Председатель Совета Федерации Валентины Матвиенко на совместном заседании президиума Научно-экспертного совета и правления Интеграционного клуба на тему «Цифровая повестка: вызовы и законодательные решения» 19 декабря 2017 г.
«Нормативные акты важны, но ещё важнее решения и действия, которые мы предпринимаем. Тем более что большинство стран действует тоже в свободной плоскости, когда практика опережает нормотворчество. И нам нужно из этого исходить, иначе мы затормозим развитие цифровой экономики до того момента, пока в течение трёх лет не подготовим все эти нормативные акты. Что же мы в это время работать не будем, что ли?», — сказал Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на заседании Правительственной комиссии 18 декабря 2017 г.
«Считаем необходимым ускорить реализацию общей „цифровой повестки“ Союза. Координировать действия по развитию „интернет-экономики“, формированию общих правил ведения цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и её защиты», — такова позиция Президента России Владимира Путин, которая была обозначена в его Обращении к государствам-членам ЕАЭС от 18 января 2018 г.
Не до конца понятно, что принималось во внимание при утверждении планов по мероприятиям государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (протокол № 2 заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 декабря 2017 г.). В этих планах обнаруживается очевидная нормотворческая активность. Не «важными решениями и действиями», не «практикой, опережающей нормотворчество» насыщены разработанные и принятые к исполнению (к слову сказать, с опозданием в два месяца) перечни мероприятий. Казалось бы, в рамках одного из направлений («Нормативное регулирование») будут сосредоточены все задачи по корректировке и обновлению федерального и регионального законодательства, а также разработаны и приняты все иные законные и подзаконные акты прямо и косвенно касающиеся новой экономики. И действительно, 211 из 278 мероприятий указанного плана — это изменение существующего федерального законодательства. Кроме них, ещё 16 мероприятий того же плана — это разработка стандартов, а 21 — проведение исследований в области нормативного регулирования. Казалось бы, «бумажной» работы, сосредоточенной в этом направлении, с лихвой хватит на всю цифровую экономику. Но переходя к изучению других планов с удивлением обнаруживаем, что:
— 39% мероприятий (40 из 102 основных, не включающих вынесенных в отдельный список этапов по сквозным технологиям) по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» ориентированы на работу с нормативно-правовыми актами, регламентами, стандартами, официальными концепциями, положениями;
— 35% мероприятий (124 из 350) по направлению «Информационная инфраструктура» также относятся к работе по созданию новых и изменению существующих законодательных актов, стандартов, положений, инструкций, регламентов;
— 42% мероприятий (163 из 392) по направлению «Информационная безопасность» ставят своей задачей введение новой или изменение существующей регуляторики (речь идет о всё тех же НПА, регламентах, положениях, подзаконных актах и ведомственных документах);
— 35% мероприятий (53 из 152) по направлению «Кадры и образование» следует отнести к созданию новых или доработке существующих законодательных актов, стандартов, регламентов, инструкций и др.
В целом и без того впечатляющая и безжалостная цифра общего количества мероприятий в пяти утвержденных планах по направлениям цифровой экономики, равная 1407, может быть ярко проиллюстрирована другой. 607 из них призваны обеспечить подготовку новых регулирующих документов. А это почти 43% от общего количества мероприятий.
Сравним, всего лишь 279 мероприятий по всем утвержденным планам можно отнести к созданию и реализации пилотных проектов (их созданию, апробации, тиражированию). И лишь 133 отдельных этапа предусмотрены по развитию сквозных технологий. В сумме это дает не более 30%.
Это конечно же упрощенный и субъективный анализ опубликованных документов прямым подсчетом количества мероприятий. По некоторым из них достаточно сложно было дать оценку того, что в итоге будет получено, и является ли их результатом исключительно нормативный акт. Поэтому в число мероприятий, отнесенных к регулированию, попали по большей части только те, где акцент сделан на очевидном введении дополнительного или пересмотре существующего регулирования. Но и такой нехитрый подсчет дает определенное представление о том, в каком направлении предлагается двигаться дальше по пути цифровой трансформации. И на что теперь будет сориентирована организационная работа. Ведь каждое мероприятие сопровождается соответствующими бюрократическими издержками: совещаниями, отчетами, справками, перепиской, запросами, согласованием, утверждением. Складывается впечатление, что такой подход противоречит тем цитатам, которые были приведены в качестве примера выше.
Получается, что если смотреть не только тексты выступлений и докладов, а внимательно прочитать события годового бюрократического цикла исполнения важного «цифрового» поручения, которое было дано ещё 1 декабря 2016 года, то в очередной раз был продемонстрирован высокий уровень отечественных процедурных технологий «торможения-со-старта». А меж тем, с каждым заседанием рабочей группы, с каждым редактированием оперативных планов по исполнению стратегических решений в рамках реализации утвержденных дорожных карт, с каждой попыткой растолкать конкурентов, с каждым очередным и внеочередным форумом, с каждой бизнес-поездкой или докладом, с каждым научным диспутом и монографией, с каждым новым нормативно-правовым актом — наша экономика не догоняет, а реально отстает. И весьма условно пока приходится говорить не то чтобы об ускорении, а вообще о каком-то движении вперед.
К сожалению, не к месту и не ко времени стали очевидным образом проявляться все «процедурные» способности, квалифицировано накопленные ответственными работниками. При этом уже в большей степени понятно, что единая стратегическая линия так и не сложилась. То ли в силу принципиального непонимания сути вопроса, сопряженного с проблемой неустойчивого понятийного поля. То ли в силу отсутствия мотивации, побуждающей перейти к практической работе, которая в отличии от бумажного творчества сопряжена с определенными рисками и непростыми решениями. Отточенные кабинетно-управленческие технологии благополучно перевели свежую инициативу цифровой трансформации из реальности в сумбурные активности и бесчисленные дискуссии. Всё это, исходя из детальной оценки планов мероприятий, благополучно перерастает в лихорадочный нормотворческий ажиотаж. Несомненно, появятся свои герои цифровизации, сдающие полувыстраданные и полувыдуманные проекты НПА, но вовремя и в срок до исхода дня. Будут в очередной раз не замечены бесславные рядовые труженики в казенных душных кабинетах, которые долгими вечерами, а может и ночами, на подъеме очередной стратегической инициативы уже сейчас готовят и продолжат готовить всевозможные проекты законов, приказов, планов, графиков, смет, справок, заключений, отзывов, протоколов. И во всей активности лишь единичные проекты дадут фрагментированный результат, который обладая действительно мощным потенциалом будет беспокойно искать себе место в отстроенном и зарегулированном пространстве, которое почему-то было решено назвать «цифровая экономика». Ведь даже формально электронный, но аналоговый по сути, формат утвержденных планов мероприятий по направлениям, с их структурой и содержанием, с четкостью формулировок и связанностью задач показывает отсутствие реальной динамики развития, которую жаждет сегодняшняя отечественная экономика.
Незатейливый счетный метод позволяет увидеть к тому же и неравномерность исполнения мероприятий, внесенных в планы (см. рис. 1). Обратите внимание, что происходит по годам. Это наводит на весьма неприятные мысли и сомнения в проработанности планов и наличии какой-либо стратегии вообще на период дальше чем 2018 г. Есть подозрение, что это не такая изящная задумка, а элементарная ошибка проектного управления. Ситуация очевидным образом должна развиваться по нарастающей, но основная часть мероприятий пройдет и завершиться в
Определенную озабоченность, но уже точно не удивление, вызывает логика по отбору новых направлений для включения в программу «Цифровая экономика РФ» (размещена на сайте АНО «Цифровая экономика»). Один лишь взгляд на описание процедуры и требования к материалам дает понять, что это не для бизнеса, а для регуляторов. А значит, скорее всего опять это сведется к простой истории создания и внесения изменений в различные акты, инструкции, стандарты, регламенты и перечни. Для которых фоном могут стать очередные конференции и презентации, заседания рабочих групп и центров компетенций.
Где-то «там» поговаривают, что скорости в современном информационном, глобально-связанном и «безбумажном» мире выросли на порядки. Представляется несколько сомнительным, особенно когда с интересом обозреваешь фактические скорости разработки разнообразных документов для ориентированной на цифру отечественной экономики. К тому же большинство дорожных карт настолько ладно скроены, что требуют внесения изменений уже на следующей же попытке в них разобраться. Пожалуй об ускорении в такой логике развития событий можно забыть. Ему просто не находится места во всей этой суете. И чтобы изменить ситуацию, надо менять не планы по мероприятиям, а саму логику программы. Пора уже перевести цифровую экономику в бизнес-логику, в деловую логику реальных отраслевых проектов. Только перепрограммирование в практическую плоскость решает непростую задачу «бега по лезвию бритвы» к новой цифровой экономике.
Учитывая формальный год, потраченный на проработку поручения о программе, на проработку самой программы, на проработку планов мероприятий в рамках программы, на проработку порядка разработки новых направлений для включения в программу... В общем учитывая формальные итоги прошедшего «года цифровизации» пора бы ускоряться по-настоящему. Это значит не наращивать в разы количество попыток сгенерировать или изменить различного типа регулирующие документы с одновременным сжатием сроков. А перейти к ускоренной реализации отраслевых проектов цифровой трансформации с одновременным оперативным решением проблем, в связи с этим возникающих. С сопутствующим снятием нормативных, инвестиционных и технологических барьеров в оперативном режиме — без этого невозможно. Подобное ускорение требует, как минимум, определенной концентрации ресурсов и технологий, стратегически верного выбора векторов развития и перехода к нормальному проектному управлению.
Во-первых, ориентирование на практические отраслевые цели и задачи. Без внимательного подхода к каждой отрасли, без практически значимых системных и архитектурно-целостных проектов цифровая экономика во многом теряет смысл. Понимание насущных задач конкретной отрасли, понимание ключевых процессов и проблем — это то, на что важно опираться в рамках полноценных проектов по созданию и развитию мощнейших инструментов цифровой трансформации отраслей. Речь идет о доказавших свою практическую ценность отраслевых цифровых платформах. И в этой связи придется привлекать ключевых игроков индустрии, отраслевые и профессиональные ассоциации, органы исполнительной власти, экспертов. Но забывать о конкретных, достижимых и адекватных целях нельзя. Регулирование конечно же важный элемент развития, но в условиях, когда нормативно-правовая база разрастается, а реальных инструментов контроля её исполнения нет, сосредотачиваться и уповать на новые регламенты и инструкции, на дополненные и измененные порядки и реестры невозможно. Постановка адекватной и практически-значимой цели становится сегодня крайне важным для развития. Вовсе речь не том, что цель оправдывает средства. Речь идет о том, что средства не оправдывают отсутствие целей.
Во-вторых, концентрация ресурсов и технологий. Значимые отраслевые проекты, которые призваны кардинальным образом начать разворачивать индустрии в русло эффективной экономики, требуют не только и не столько хорошо прописанных планов, сколько умения и возможности сконцентрировать уже существующие наилучшие технологии, ключевые ресурсы, человеческий капитал. Пусть по некоторой части направлений отечественная экономика не в состоянии предложить решения мирового уровня. Но даже предварительная оценка показывает, что есть российский бизнес, как крупный, так и небольшой инновационный, который обладает уникальными достижениями и компетенциями. Здесь важно уметь корректно, в духе партнерства, выстраивать совместные и выгодные для всех сторон инвестиционные проекты. Места сегодня хватит для всех. И шанс его занять реален, пока ещё набирают критическую массу глобальные иностранные «сетевые» компании, продвигающие свои экосистемы цифровых платформ.
В-третьих, переход к реальному проектному управлению. Не только в составлении «дорожных карт» заключается логика проектного управления. Это прежде всего профессиональный выбор цели и стратегии, это формирование команды, это понимание ресурсных ограничений и умение снижать риски в критически-важных точках реализации. В нынешней ситуации, которая складывается с программой развития цифровой экономики, особое значение для её перевода в бизнес-логику приобретает центр, способный квалифицированно разрабатывать и запускать отраслевые проекты цифровой трансформации. Возможно он будет в формате центра инвестиций и компетенций или это будет сеть тесно взаимодействующих партнеров в рамках Евразийского экономического союза. Но крайне необходимо именно сейчас сконцентрировать усилия для проектного управления в этой области.
В заключении ещё одна цитата Владимира Путина. «Нам нужно посмотреть на то, в чём заинтересована российская экономика и российский потребитель. Нам нужно сюда заводить в полном объёме иностранные платформы или создавать свою собственную? Пускай пока, может быть, достаточно скромную, но имеющую перспективы развития. Можно позаниматься», — сказал он 12 февраля на встрече с финалистами Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России», когда речь зашла об электронной торговле. Во многом это в целом характеризует ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день. И либо будут предприняты значительные усилия и получится в последний момент быстро пробежать «по лезвию бритвы» к цифровой экономике, либо иностранные платформы зайдут и займут свободное место. Вряд ли они будут сверять свои амбициозные цифровые планы с нашими аналоговыми разнонаправленными дорожными картами мероприятий. Основной идеей ускорения может быть только масштабное разворачивание стратегии создания и развития системы цифровых платформ, которые дают доказанный экономической эффект. Вот этим действительно «можно позаниматься» и этим нужно заниматься. Только не на бумаге, а на деле.
Автор статьи — эксперт Фонда «Цифровые Платформы».