Тема цифровой экономике и цифровой трансформации у всех на слуху. Понятно, что одной инфраструктуры для этого недостаточно, к цифровизации нужно готовить людей. Но хотя по уровню образования Россия находится в группе развитых стран, она отстает по таким показателям, как компьютерная грамотность и владение ИТ.
Чтобы оценить, как обстоят дела в этой области, аналитический центр НАФИ провел исследование уровня цифровой грамотности населения России, применив комплексный подход, предложенный в прошлом году в рамках Саммита G20.
Из чего состоит цифровая грамотность
«Зачастую вопрос цифровой компетенции рассматривается лишь с точки зрения технической грамотности. Мы хотели более широко посмотреть на эту тему», — сказала Гузелия Имаева, директор аналитического центра НАФИ. Для начала было сформулировано определение, согласно которому цифровая грамотность — это базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде. Результаты получены на основе всероссийского репрезентативного опроса 1600 человек старше 18 лет, проведенного в конце прошлого года.
Индекс цифровой грамотности российского населения составил 51,6%. «Это среднее значение, есть куда расти», — считает Гузелия Имаева. По ее словам, представляет интерес сравнение с другими странами, но данный комплексный подход является новым и Россия первой опубликовала результаты его применения. В других странах тоже идет аналогичная работа, но результаты еще не обнародованы.
Чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон, специалисты выделили пять основных компонентов цифровой компетенции: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, медиаграмотность и отношение к инновациям.
Индекс информационной грамотности составил 54%. Оценивались такие навыки, как понимание роли информации и степени ее влияния, умение ее искать и анализировать, осознавать пользу или вред. Большинство респондентов (81%) считает, что искать информацию в Интернете просто. Но примерно половина не задумывается о пользе или вреде этих сведений и полагает, что защита персональных данных — не их забота.
По мнению Гузелии Имаевой, это основная проблема, которая касается не только России, но и других стран. Для ее преодоления нужно развитие компетенции критического мышления.
В области компьютерной грамотности индекс оказался равным 46%. Сюда входят знания о технических составляющих компьютера, умение работать с разными интерфейсами, использование всех возможностей устройств, осознание роли компьютерной безопасности. Опрос показал, что обычно люди не могут оценить технические характеристики компьютера, главное — удобство использования. Навыки ИБ находятся не на высоком уровне — более трети респондентов не используют обновляемые антивирусы, а больше 20% проводят платежи через открытые Wi-Fi-сети.
Это говорит о необходимости создавать культуру защиты информации на всех уровнях. Как заметила Гузелия Имаева, основная проблема здесь связана с тем, что освоение компьютерной грамотности у нас происходит спонтанно, т. е. люди учатся друг у друга, а системный подход отсутствует.
С медиаграмотностью дела обстоят лучше — индекс достиг 65%. Здесь речь идет о способности ориентироваться в медиапространстве, проверке достоверности новостей, их поиске по разным источникам, понимании того, что новости могут освещаться не полностью. Навыки в этой области очень важны. Ведь в последнее время медиа фундаментально трансформировались. Теперь человек не только потребляет контент, но и создает его. А между тем примерно половина респодентов не сопоставляет сведения из разных источников, хотя большинство знает, где найти новости, и осознает, что СМИ могут не полностью освещать события. Здесь вопрос критического мышления тоже остается первостепенным.
Индекс коммуникативной грамотности составил 46%. В это понятие входит анализ позиции других людей, умение использовать современные средства коммуникации, понимание особой этики общения в цифровой среде. Примерно три четверти респондентов используют современные средства коммуникации и считают, что в онлайне должны сохраняться те же нормы общения, что и в жизни. Но специально этому никто не учит, поэтому необходимо развивать этику межличностного взаимодействия в цифровой среде.
В области отношения к технологическим инновациям индекс составил 47%. Оценка проводилась по таким показателям, как интерес к новинкам, знания о современных технологических тенденциях, навыки работы с гаджетами и приложениями, понимание пользы инноваций. Опрос показал, что примерно треть респондентов стараются быть в курсе технологических новинок, чуть больше половины считают, что современные технологии украшают жизнь, но столько же участников опроса отметили сложность освоения новых технологий.
Это говорит о важности популяризации инноваций, причем здесь может пригодиться сочетание образования с развлечением. Такой подход, который называют edutainment, позволяет быстрее и проще осваивать новинки.
Существование «цифрового разрыва» между разными социальным группами не является новостью. Опрос показал, что самый низкий уровень цифровой грамотности (28%) оказался у старшего поколения (старше 55 лет). Для сравнения, у молодежи
Особенно негативно «цифровой разрыв» отражается на школах, где возникает проблема, которой раньше не было. Низкий уровень компьютерной грамотности учителей приводит к снижению их авторитета в глазах учеников, которые гораздо лучше ориентируются в цифровом мире.
Таким образом, исследование НАФИ позволило выявить основные направления, которым следует уделить особое внимание при развитии цифровых компетенций. В их числе развитие критического мышления, создание культуры защиты информации, повышение социальной ответственности медиакомпаний, формирование этики межличностных коммуникаций в цифровой среде, популяризация инноваций, сокращение «цифрового разрыва» с упором на обучение учителей.
Действия государства
Цифровая грамотность составляет основу цифровой экономики, на которую сильно влияет законодательная среда. Как рассказал заместитель председателя Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, согласно планам правительства по совершенствованию нормативной базы для развития цифровой экономики в
Иначе может получиться то, что произошло с недавно введенным законом об онлайн-кассах, согласно которому кассовая техника должна передавать чеки в налоговую через Интернет. Проблемы появились из-за того, что, с одной стороны, предприятия оказались не готовы произвести оборудование в нужных количествах, а с другой — регионы не успели подготовиться, так как Интернет есть далеко не везде. «Этот пример показывает, что с законодательными инициативами не нужно спешить», — сказал Дмитрий Сазонов.
Что касается формирования правового поля для цифровой экономики, то сейчас в первом чтении принят ряд законопроектов, которые касаются регулирования гражданского законодательства в области цифрового права. Предполагается, что это создаст правовую базу для дальнейшего развития законодательства, например, в сфере криптовалют, где сейчас идет дискуссия. «Мы считаем, что законодательная среда должна быть мягкой, чтобы не задушить этот рынок», — поделился мнением Дмитрий Сазонов.
Советник министра экономического развития РФ Юлия Алферова сообщила, что в фокусе Минэкономразвития находится поддержка малого бизнеса, и здесь важную роль играет цифровизация, которая помогает предпринимателям оптимизировать затраты. «Сейчас действует несколько порталов, которые агрегируют сервисы, помогающие малому бизнесу получить доступ к информации о тех или иных мерах поддержки», — сказала она, приведя в качестве примера порталы «Деловая среда» и «Бизнес-навигатор».
Чтобы понять, что нужно малому бизнесу, был запущен проекта по перезагрузке мер поддержки СМБ, направленный на реализацию обратной связи с гражданами, региональными структурами и предпринимателями. Предполагается, что собранная информация позволит сделать меры поддержки более клиентоориентированными.
Учить учителей и не только их
Перечисленные выше действия государства касаются цифровой экономики в целом. Но, по словам директора по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрея Сельского, немало делается именно в сфере цифровой грамотности населения.
По плану, к 2024 г. 40% населения страны должны обладать высоким уровнем цифровой грамотности. Для этого готовятся программы массового обучения людей. Их будет не менее двадцати, и они охватят более 5 млн. человек. Направления обучения уже ясны, в первую очередь это кибербезопасноть.
«В качестве инструмента мы предлагаем цифровой сертификат или ваучер, с помощью которого каждый гражданин может получить от государства возможность пройти обучение по определенным направлениям. Этот проект уже стартовал, первой запущенна программа „Билет в будущее“, предназначенная для детей от 5 до 11 лет», — сказал Андрей Сельский.
Но учителя тоже не забыты. В госпрограмме «Цифровая экономика» предусмотрено исследование цифровой грамотности педагогов. Планируется сосредоточить усилия на их обучении, в том числе и в регионах.
У молодежи тоже не все обстоит благополучно, несмотря на то, что молодые люди хорошо разбираются в ИТ. Так, исследование цифровой грамотности детей и родителей, проведенное в этом году «Qiwi Банком» и НАФИ, показало, что дети уязвимы. «Они наивны, легко доверяют незнакомым людям, охотно откликаются, когда им предлагают выйти из онлайна в реальный мир, готовы поделиться любой информацией — о финансах, о своем местоположении. Для них это вроде игры, где главное — получить побольше лайков», — поделилась наблюдениями Елена Луценко, руководитель образовательного проекта «Qiwi Банка».
Со своей стороны, большинство родителей хоть и не доверяют Интернету, не ограничивают доступ детям. Так 57% респондентов не используют функцию родительского контроля.
Но нельзя сказать, что взрослые все пускают на самотек. Так, 80% респондентов говорят, что учат своих детей пользоваться Интернетом и отличать полезный контент от вредного. Но при этом они негативно относятся к Интернету, считая, что он плохо сказывается на отношениях в семье, так как не видят в нем инструмент для обсуждения и общения.
Таким образом, данное исследование показывает, что еще много остается сделать с точки зрения сформирования комплекса поведения в Интернете как у детей, так и у родителей. Авторы исследования сейчас готовят рекомендации госоргнам, бизнес-структурам, образовательным учреждениям и родителям.