Несмотря на то, что цифровая экономика уже кажется вездесущей, ее потенциал еще не раскрыт, поскольку своего слова еще не сказали цифровые микроплатформы, пишет на портале InformationWeek руководитель направления глобального развития разработчика ПО для приема и обработки электронных платежей Stripe Ричард Альфонси.
Объем рынка цифровых услуг огромен. Для сравнения, если в 1995 г. он составлял 1 млрд. долл., то сегодня его размер оценивается в 1,5 трлн. долл. Интернет-торговля растет в два раза быстрее розничной, семь из десяти крупнейших мировых компаний по рыночной капитализации — участники рынка цифровой торговли. Тем не менее, сегодня ее доля составляет только 8% глобальной розницы. По большей части это связано с тем, что многие из крупнейших интернет-компаний — Google, Facebook, Twitter — главным образом сосредоточены на извлечении дохода из рекламы, что ограничивает потенциальный экономический эффект. К этому нужно добавить, что наполнение доходных статей ВВП большинства экономически развитых стран в виде поступлений от рекламы не превышает 1%.
Реальное коммерческое зерно интернета скрывается не в переводе офлайн-торговли на онлайн-площадки, а в возможности воплощать совершенно новый вид коммерции, которая не может существовать в физическом мире. По мере развития Интернета эволюционируют и рекламные платформы — они преобразуются в коммерческие единицы, а вместе с ними начали зарождаться многосторонние площадки (multi-sided marketplaces), или маркетплейсы, которые способствуют налаживанию деловых и транзакционных связей между покупателями и продавцами.
Уже есть немало успешных компаний, которые на поверку являются целевыми маркетплейсами и платформами. Так, компания Lyft, позволяющая пользователям находить с помощью интернет-сайта или мобильного приложения водителей, сотрудничающих с сервисом и готовых подвезти их за умеренную плату, занимает более трети рынка США. Kickstarter в качестве залоговых обязательств принял от бейкеров более 3,6 млрд. долл. Shopify, ведущая платформа в электронной коммерции, позволяющая предпринимателям создавать собственные интернет-магазины, растет опережающими темпами — начиная с 2012 г. в среднем ежегодно на 72%.
Stripe в сотрудничестве с Harris Insights & Analytics провела исследование динамики развития современных маркетплейсов в США, Великобритании, Сингапуре, Германии, Франции, Нидерландах, Австралии, Японии и Гонконге. Как показали итоги исследования, они не только созрели для того, чтобы предоставлять клиентам более качественные товары и услуги, но и являются источниками новых рабочих мест для продавцов, которые предлагают эти товары. Таким образом, являясь альтернативой розничной коммерции, интернет-торговля подпитывает конкуренцию и способствует формированию нового класса торговых отношений.
Обслуживание потребителей
Не секрет, что за последние пять лет торговые площадки, взращенные усилиями крупнейших технологических компаний, оказали наиболее весомый положительный эффект на развитие глобальной экономики. В прошлом году подавляющее большинство людей во всем мире использовали их для некоторых видов торговых операций. Например, 90% потребителей размещали предварительные онлайн-заказы на услуги, связанные с гостиничным обслуживанием, 88% пользовалось Интернетом для приобретения товаров повседневного спроса и продуктов питания, еще 83% — сервисами транспортных услуг типа Uber.
Неудивительно, что потребители с оптимизмом воспринимают переход от рекламных платформ к коммерческим цифровым платформам. По данным исследования, 74% людей рассказали, что интернет-площадки помогли им обнаружить новые продукты или услуги; 72% опрошенных полагают, что они приносят пользу экономике, предлагают больше возможностей и способствуют конкуренции. Но потребители — не единственное слагаемое маркетплейсов, не менее значимая роль на них — если не большая — отводится продавцам.
Продавцы товаров и услуг — движущая сила маркетплейсов
Экономист Натаниэль Хильгер, который занимается изучением модели развития маркетплейсов и их влияния на глобальные экономические процессы, считает, что финансовый успех торговых онлайн-платформ в большей степени проистекает из их способности привлекать и удерживать продавцов нежели покупателей. Исследование ученого показывает, что двухгодичный 10%-й прирост базы продавцов увеличивает доход маркетплейса на 30%, тогда как тот же 10%-й рост клиентской базы приносит ему только одну десятую часть этого прироста — 3%.
Новый вид конкуренции
Несмотря на то, что такие платформы, как Uber, Airbnb и Shopify, у всех на слуху, в последнее время появилось огромное количество микроплатформ. Их преимущество по сравнению с крупнейшими торговыми площадками состоит в придании большей гибкости своим услугам, а также предоставлении продавцам точечной поддержки. Микроплатформы — порождение гиперконкурентной среды на мировом рынке торговли, они начали вынуждать крупных игроков вернуться к истокам конкуренции, туда, где формируется спрос на самые нужные и актуальные продукты, услуги и пользовательский опыт.
О том, что существует потребность «выравнивания игрового поля», свидетельствуют и данные опроса. Так, 48% потребителей считают, что небольшие микроплатформы помогают им обнаружить новых продавцов, предлагающих более интересные услуги. Десять лет назад было сложно представить, что площадки с небольшим количеством сотрудников, многие из которых специализируются на продажах нишевых товаров, смогут закрепиться на мировом рынке. В совокупности микроплатформы станут той силой, с которой придется считаться большим игрокам. Применяющие координирующую силу Интернета для создания инновационных новых предприятий, тысячи микроплатформ станут в течение следующего десятилетия основным фактором роста глобальной экономики.