В преддверии намеченной на 24 апреля 2019 г. конференции «Современный цифровой офис — 2019» редакция itWeek обратилась к спикерам конференции с предложением поделиться своим видением роли и места цифрового офиса в условиях глобальной цифровой трансформации, дать рекомендации по цифровизации офисных задач и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении.
Вот что нам рассказал эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Владислав Тюрин.
Как вы оцениваете современный тренд цифровой трансформации государства и бизнеса?
Цифровая трансформация постепенно осознается как один из ключевых факторов развития бизнеса, общества, государственного управления. На сегодня обозначить единый общемировой тренд достаточно сложно. И связано это прежде всего с тем, что многие игроки и стейкхолдеры не только не согласовали свои подходы, но и по-разному интерпретирует и презентуют своё видение «цифровых» изменений, в зависимости от своего понимания и преследуемых целей. Наблюдается достаточно интересная ситуация в целом, которая демонстрирует сильную зависимость проектов цифровой трансформации от вопросов и проблем государственного регулирования и общественного мнения. Если бизнес-проекты наталкиваются на непонимание и сопротивление госструктур, то активно реализуемые госпроекты напрямую и сильно затрагивают отраслевые интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса. Связано это прежде всего с тем, что качественные цифровые проекты кардинальным образом трансформируют сегменты или отдельные индустрии экономики и социальной сферы. Иными словами, следует максимально четко понимать, что ни один по-настоящему трансформационный проект цифровой экономики не может быть изолирован от госрегулирования в среднесрочной перспективе. Причем это верно для любого экономического контура. Вопрос только в том, насколько эффективно выстраивается взаимодействие бизнеса и госструктур по решению таких вопросов, как критическая инфраструктура, система управления рисками, управление персональными данными, специальные правовые режимы, эффективные стратегии развития и т. п.
Какое место здесь занимает цифровизация офиса как неотъемлемого компонента бизнес-инфраструктуры организаций и предприятий?
Цифровая трансформация офиса в обозначенном контексте заслуживает отдельного внимания. И прежде всего с точки зрения управления появляющимся новым цифровым бизнесом. Нарастает технологическая и коммуникационная сложность, которая трансформирует объекты управления. Если раньше речь шла об управлении производственным цехом и о конструкторско-технологической документации по единым стандартам, то сегодня активно обсуждается концепция «умных» фабрик и полноценные цифровые двойники изделий. А значит, субъект управления должен по своим компетенциям, целям и моделям соответствовать такой нарастающей сложности. Необходимо уйти от стереотипа, что современный офис — это хорошо укомплектованное оргтехникой пространство, в котором персонал сосредоточен на документообороте. В цифровой экономике офис — это командный центр принятия управленческих решений высокого уровня, которые основаны на глубокой качественной аналитике. Цифровая трансформация офиса — это не столько вопрос оснащения его современными hardware и software. Это принципиальная задача перестроения целей и моделей менеджмента, изменения бизнес-моделей.
Насколько готовы и в какой степени отечественные организации нуждаются в цифровой реорганизации своих офисов?
Отечественные организации нуждаются в этом не меньше, а может даже и больше, чем зарубежные. Поскольку для получения реальных конкурентных преимуществ мирового уровня им требуется сосредоточить и приложить несколько больше усилий и компетенций. Без этого удерживать экономический контур будет с каждым экономическим циклом всё труднее и труднее.
Какие основные виды офисных задач требуют первоочередной цифровизации? Какие технологии будут играть ключевую роль в процессе цифровой трансформации офиса?
Цифровая трансформация офиса, как некоторого командного центра управления, предполагает системный реинжиниринг. В этой связи не совсем корректно ограничиваться отдельными задачами. И даже сложно выделять какие-то из технологий — они нужны все, в том или ином количестве и качестве. Но выделить первоочередные проблемы, от которых можно разворачивать проекты цифровой трансформации, можно. Например, следующие три, на мой взгляд, в приоритете: развитие компетенций команды, выстраивание динамической модели управления бизнес-стратегией, обеспечение управленческих функций бизнеса автоматизированными инструментами высокого уровня. Конечно, подобные вещи достаточно сложно изучать, проектировать и реализовывать. Но сегодняшняя ситуация такова, что отдельные решения «лоскутной» автоматизации или дополнительное оснащение новейшей цифровой техникой не позволяют существенно изменить офис так, чтобы эти изменения реально отразились на показателях бизнеса в целом.
Конкурентная среда изменилась. По крайней мере, конкуренция сегодня перешла из разряда оснащения офиса компании новыми образцами принтеров, сканеров, систем видеонаблюдения и т. п. на уровень обеспечения бизнеса данными высокого качества, алгоритмами уровня ИИ, предиктивными моделями и т. д.
Как технологически совместить цифровизацию офиса с цифровой трансформацией других направлений деятельности организаций?
В целом цифровая трансформация офиса — это определенная управленческая надстройка над проектами цифровой трансформации основных бизнес-процессов, которые выстраиваются, ориентируясь на конечного потребителя. И ключевая цель заключается в кардинальном снижении внутренних издержек. Но не забывая об одновременном наращивании динамики адаптации под стремительно меняющиеся рынки цифровой экономики. Представляется сложным или даже практически невозможным отделить проекты цифровой трансформации офиса от цифровой трансформации других направлений деятельности. Это тесно связанные направления развития компании как технологически, так и предметно. Это одно из отличий реальной цифровой трансформации бизнеса от автоматизации.
Как обеспечить защиту данных и безопасность цифрового офиса?
Цифровой офис — базовый элемент цифрового бизнеса, который обеспечивает, в том числе и управление информационной безопасностью. Важно в контексте рассматриваемой темы говорить не просто о проблемах защиты данных и безопасности при переходе к цифровому офису, а о том, каким должен быть этот самый «офис» (т. е. как должен трансформироваться менеджмент), чтобы обеспечивалась защита данных и безопасность бизнеса в целом на качественно новом уровне.
Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции? Какую практическую пользу слушатели смогут вынести из вашего доклада?
На мой взгляд необходимо на данном этапе обозначить принципиально важное расхождение, которое возможно в такой теме, как современный цифровой офис. Идти ли по пути наращивания затрат на офисную и компьютерную технику, на офисное ПО, на ускорение оборота гибридных документов и т. п. Или попробовать системно взглянуть на офис как на функциональный центр управления компанией в постоянно изменяющейся и усложняющейся конкурентной среде. По сути, сделать выбор между автоматизацией (которая тоже бесспорно важна и полезна, но на сегодня уже не приносит того экономического результата как прежде) и цифровой трансформацией (которая сложна, сопряжена с трудностями и ошибками, но становится наилучшим способом оставить конкурентов не у дел).
При этом интересно, что более детальный разбор концепции «цифрового офиса» подсказывает также множество возможных точек развития бизнеса и предпринимательских идей. Открываются перспективы новых рынков цифровых продуктов и сервисов.
Зарегистрироваться для участия в конференции «Современный цифровой офис — 2019» можно на сайте.